Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
9 сентября 2011, источник: Деловая газета ВЗГЛЯД, (новости источника)

Роскосмос назвал причину падения «Союза-У» с «Прогрессом»

Комиссия Роскосмоса по определению причин потери космического грузовика «Прогресс М-12М» озвучила свои выводы. Эксперты полагают, что авария ракеты-носителя «Союз-У», которая и должна была вывести «Прогресс» на орбиту, произошла из-за засорения газогенератора. Это признано случайностью, не способной повлиять на дальнейшие запуски. Тем не менее контроль будет значительно усилен.

«Межведомственная комиссия по запуску транспортного грузового космического корабля “Прогресс М-12М” под руководством директора Государственного научного центра ФГУП “Исследовательский центр имени М. В. Келдыша” академика А. С. Коротеева завершила работу, в ходе которой выяснены причины аварийного пуска ракеты-носителя (РН) “Союз-У” 24 августа 2011 года», – говорится в сообщении, в четверг вечером опубликованном на сайте Федерального космического агентства (Роскосмоса).

«В результате проведенных организационных и технических мероприятий комиссия установила, что подготовка агрегатов, систем технического и стартового комплексов и пуск РН “Союз-У” осуществлены в соответствии с эксплуатационной документацией, – отмечают в ведомстве. – Старт и полет первой и второй ступеней ракеты-носителя прошли штатно, система управления обеспечила устойчивый полет ракеты по заданной траектории. Разделение первых двух ступеней прошло также по штатной схеме в расчетное время без замечаний».

В итоге потеря «Прогресса», по мнению специалистов, была вызвана роковым стечением обстоятельств: «На основе проведенного анализа поведения параметров, характеризующих работу двигательной установки третьей ступени, и результатов телеметрической информации сделан вывод об уменьшении расхода горючего в газогенераторе вследствие засорения тракта его подачи. Это привело к нарушению условий работы и снижению параметров двигателя, его выключению по команде “Аварийное выключение двигателя”.

В Роскосмосе убеждены, что “выявленный производственный дефект является случайным”. В то же время комиссия признает, что “решение о его квалификации как единичного следует принять только после перепроверки и проведения последующего контроля по специальной программе всего задела изготовленных двигательных установок”.

В экспертном заключении комиссия рекомендовала разработать “согласованную программу по контролю задела двигателей данного типа и выдать заключение о возможности использования каждого из них по назначению”.

Кроме того, комиссией предложено “разработать и внедрить дополнительные меры контроля состояния агрегатов новых двигателей в процессе их разработки и изготовления, в том числе установить системы видеонаблюдения на рабочих местах в цехах окончательной сборки”.

А руководитель Роскосмоса по результатам работы межведомственной комиссии поручил составить график доработок и определения готовности ракет-носителей типа “Союз” к пускам. На основании этого плана будет спланирована программа предстоящих запусков космических аппаратов, включая пилотируемые.

Отметим, что в начале этой недели источники называли сходную причину потери “Прогресса”: “Некоторые члены комиссии высказывают мнение, что к аварийному выключению двигательной установки привело падение давления в ней, возможно, связанное с потерей герметичности одного из трубопроводов”, – приводил “Интерфакс” слова неназванного представителя ракетно-космической отрасли. Но тогда он уточнил, что герметичность могла быть утрачена не из-за засора, а потому, что трубопровод плохо сварен на заводе.

Представитель отрасли, как и члены официальной комиссии, предположил, что в связи с этим специалистам предстоит подумать о целесообразности проверки остальных произведенных двигателей РД-0110, принадлежащих к той же партии, что и приведший к аварии.

О том же ранее говорил и замглавы Роскосмоса Виталий Давыдов, сообщая об изменении порядка подготовки и проведения запусков, связанном с аварией “Прогресса”. Он обещал, что отныне перед каждым пуском все подготовительные работы будет проверять специальная комиссия. “Каждый пуск отныне будет сопровождаться работой специальной комиссии, которая дотошным образом будет проверять все шаги разработчиков и изготовителей”, – цитировало его РИА “Новости”. “Сейчас проверка двигателей проходит на предприятиях-изготовителях, – пояснил Давыдов. – Чтобы быть более уверенными, нужен полностью независимый инструмент проверки”. Заместитель руководителя комического ведомства сообщил, что в одном из предприятий в структуре Роскосмоса будут размещены специальные стенды, где будет проводиться объективная независимая проверка двигателей. “Кроме того, мы решили, что работы, связанные с запуском ракет-носителей, должны быть сконцентрированы в одном предприятии – Центре эксплуатации наземной космической инфраструктуры. Теперь за каждый запуск полностью будет отвечать это предприятие”, – заключил представитель Роскосмоса.

В качестве еще одной возможной версии аварии ранее также называлось, возможно, некачественное топливо. “Наряду с версией плохо сваренного шва на одном из трубопроводов в двигательной установке члены комиссии рассматривают версию применения некачественного материала при изготовлении данного трубопровода”, – сообщал источник в ракетно-космической отрасли. Он подчеркивал, что это также могло привести к тому, что трубопровод в процессе работы потерял герметичность и двигательная установка из-за падения давления, вызванного утечкой, не смогла дальше функционировать.

Как сообщала газета ВЗГЛЯД, 24 августа российский космический грузовик впервые за 30 лет не смог выйти на расчетную орбиту. “Прогресс М-12М”, стартовавший около 17.00 по московскому времени с космодрома Байконур, должен был доставить на МКС 2,6 тонны различных грузов. Однако на 325-й секунде полета – на заключительном этапе выведения аппарата на орбиту – произошла нештатная ситуация. Грузовик не успел набрать необходимую орбитальную скорость и вместе с третьей ступенью ракеты-носителя рухнул на землю.

Обломки космического грузовика упали на территорию Чойского района Республики Алтай. По свидетельству главы Чойского района Горного Алтая Александра Борисова, “взрыв был такой силы, что за 100 километров из окон чуть не повылетали стекла”. Никто из людей на земле не пострадал.

Осложненные погодными условиями поиски аппарата до сих пор не дали результата, а в четверг и вовсе были временно приостановлены до окончательного решения Роскосмоса по этому поводу.

Двигатель РД-0110, который признан причиной неудачного запуска, стоит на третьей ступени ракеты-носителя “Союз-У”, разработан в Конструкторском бюро химавтоматики (город Воронеж) и изготовлен на Воронежском механическом заводе. Кроме “Союза-У” он используется в третьей ступени ракет-носителей “Союз-ФГ”, “Союз-2-1А” и “Союз-СТ-А”.