Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
15 сентября 2011, источник: АиФ Самара

Самару всегда отличала «кондовость»

В ближайшие дни Самара снова отметит своё 425-летие, вместе со 160-летием губернии. Известно намерение мэрии перенести День города с мая на сентябрь, не всем оно по душе. Но самарский краевед, главный библиограф Самарской областной научной библиотеки Александр Завальный считает, что дата не главное: праздник — лишь повод вспомнить об истории города

Время диктует праздники

— Считаете, что празднование дня города нужно назначить на конкретную дату?

— Думаю, со временем действительно можно выбрать один единственный день, который устроит всех самарцев. И назвать его Днем Самары. Совсем необязательно совмещать его с датой основания города. Может быть Днем Самары станет один из звёздных дней нашего города, связанный с другими историческими событиями. К примеру, приобретением Самарой статуса губернской столицы, возвращением Самаре её исторического имени, учреждением в Самаре каких-то важных организаций, созданием самарского знамени или принятием закона о символике Самарской области?

— А есть ли такая «подходящая» дата, скажем, в сентябре или в октябре?

— Давайте подумаем. Ну, вот, например, 22 сентября 1998 года было принято решение самарской губернской думы «О законе Самарской области “О государственных символах Самарской области”». Замечательный день! В этот день можно праздновать день символики, рассказывать в школах о гербе и флаге, выпускать и раздавать буклетики, маечки, устраивать праздники козла и козочки, в музее Приво, где хранится самарское знамя, проводить мероприятия, «подтянуть» и музей имени Алабина – он был инициатором создания знамени, ну и так далее. И каждый самарец будет знать, что такое герб области, герб города и чем они отличаются.

— Говорят, что споры по поводу губернского герба тогда разгорались нешуточные?

— Вариантов было действительно много. И ленты, и колосья, один депутат предложил даже вместо рогов нарисовать козе молоточки, якобы символизирующие нашу промышленность. В итоге за эталон герба области был принят герб 1878 года. А чуть позже, в ноябре, утверждён герб города Самары. И по флагу губернии шли большие споры, но в результате за основу всё же было взято наше, самарское знамя.

— Если всё, что вы перечислили, праздновать – народ загуляет окончательно! А ведь ещё лет десять назад совсем другие праздники в Самаре были, вспомните те же ассамблеи… приезжали великие российские поэты, писатели, музыканты…

— Что ж, земляне торопятся жить, особенно в преддверии 2012 года. Вполне естественно и желание людей найти любой повод не работать. А праздник – это как раз тот случай. Но каждое время диктует свои праздники, и, если ассамблеи ушли и никто о них не вспоминает, значит они сейчас не востребованы. Значит народу нужно то, чему он радуется в данный момент. С другой стороны, конечно, в былые времена культурная политика государства была направлена на то, чтобы подтягивать основную массу людей к культурным ценностям. Сейчас нет вдумчивой политики в области культуры – точнее политики формирования культурного уровня россиян. Гораздо легче ориентироваться на потребу толпы.

Не застрахованы от «передозов»

— Может быть, стоит тогда сражаться с бескультурием в отдельно взятом регионе? И насколько зависит процесс от местной власти? Вот в Перми, например, губернатор региона очень старается, чтобы к 2018 году город получил статус культурной столицы Европы. А у нас?

— Традиции в Самаре есть, они сохранились. Другое дело, что независимо от того, что делает интеллигенция с властями и культурными организациями, основная масса населения живёт своей специфической жизнью, и за границей этой жизни – посещение музеев, концертов, библиотек, участие в проектах и фестивалях. И это уже вопрос ментальности. До революции самарское общество народных университетов проводило лекции знаменитостей, музыкантов, путешественников, послушать которых в Пушкинском доме собирались тысячи людей. А потом произошёл «сбой», я имею в виду 1914-1917 год. Масса среагировала своеобразно, в ней быстро победило «звериное» начало, культура стала не нужна. Увы, и до сих пор огромная масса людей находится вне культурной зоны, культурный слой по всей России ещё очень тонкий, поэтому мы не застрахованы от разных «передозов» и перегибов…

— Как Вы думаете, может ли инициированное властями масштабное приведение в порядок городских улиц, дворов как–то умиротворить людей, смогут ли земляки меньше сквернословить, мусорить на ухоженных улицах?

— Я очень доволен тем, что самарцев стали привлекать к участию в жизни города – жильцы сами устраивают во дворе маленький садик, дети сажают деревья, о которых они будут заботиться. Это очень хорошее, доброе, тёплое начало, которое в нашем народе присутствовало всегда.

К сожалению, за многие годы нас отучили от таких народных инициатив, идущих от души. Мы привыкли к парадности и шумихе, к выполнению приказов, к халтуре в ходе выполнения этих приказов. Понятие дисциплины подменилось понятием «обязаловки». Но почему бы из советского времени не взять то хорошее, что раньше называлось коллективизмом? Люди, собираясь на праздники, не пили, а расслаблялись душевно — общались, пели песни. И замечательно, если многочисленные праздники помогут стать городу чистым, людям – вежливыми, а приезжие не будут говорить, что Самара – город грязный и грубый.

Между прочим, Самару всегда отличала, с одной стороны, купеческая основательность, этакая кондовость, замедленность реакции на различные общественные инициативы. Но с другой стороны — терпимость к проявлению непохожести. Самара во все времена была уравновешенной в этом смысле: человека не травили только за то, что он другой.

И эти позитивные моменты надо в самарском народе развивать. Так что умело организованный очередной праздник города позволит самарцам ещё раз ощутить свою самобытность, но вместе с тем почувствовать себя частью народа российского с его многовековой историей и культурой.