Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
16 сентября 2011, источник: РИА Новости

Свободный ото льда Севморпуть люди увидят лишь в далеком будущем

МОСКВА, 16 сен — РИА Новости. Круглогодичная доступность Севморпути на всем его протяжении для кораблей без сопровождения ледоколов — дело очень далекого будущего, считает заместитель декана Географического факультета МГУ, член-корреспондент РАН, член президиума Русского географического общества Сергей Добролюбов.

«Сейчас много разговоров о том, что скоро ледяная шапка в Арктическом бассейне резко уменьшится и Севморпуть вокруг Евразии станет доступен круглогодично на всем протяжении, даже без ледокольной проводки. Это все дело очень отдаленного будущего. В последние десятилетия есть тренд уменьшения площади льдов, однако и в Восточно-Сибирском и в Чукотском морях, по всей видимости, еще долго в зимний период будут сохраняться ледовые массивы, которые воспрепятствуют проводке судов без ледокольного сопровождения», — сказал Добролюбов на пресс-конференции в РИА Новости в четверг.

Ученый отметил, что, несмотря на несколько преждевременные ожидания такого значительного «облегчения» климатических условий, развитие Севморпути необходимо, для чего нужно привлекать инвестиции и вести работы по целому ряду направлений.

«За последние 20 лет грузооборот Северного морского пути упал примерно в три раза, и хотя сейчас объем грузоперевозок растет, чтобы восстановить эту важнейшую арктическую морскую трассу России, нужно сделать еще очень многое. Речь не только об усилении ледокольного флота, который способен обеспечить на некоторых участках даже круглогодичную проводку, но и о гидрографическом обустройстве портов по всей длине трассы, развитие оперативного метеорологического мониторинга, чтобы не допустить опасных ситуаций, которые могут быть спровоцированы неблагоприятными погодными условиями», — сказал Добролюбов.

Максимальный объем грузоперевозок по Северному морскому пути — 6,7 миллионов тонн — пришелся на 1987 год, за последующее десятилетие перевозки почти не проводились. По данным Росатомфлота, после 2000 года в Арктике активность использования трасс Севморпути стала постепенно возрастать, к 2007 году объемы грузоперевозок превысили 2 миллиона тонн и к 2010 году — около 3 миллионов тонн, причем возрастающий тренд сохраняется.

Отдельного внимания, по мнению ученого, заслуживает необходимость обустройства портов на всем протяжении Северного морского пути.

«Необходимо уделить особое внимание портам в устьях крупных сибирских рек, впадающих в Северный ледовитый океан — многие важнейшие порты Севморпути, как например, Игарка, Дудинка, расположены именно в устьях. Особенность их в том, что они расположены на небольших глубинах, значит, для их обслуживания нужны ледоколы с небольшой осадкой и специфический гидрографический мониторинг, для которого при этих портах должны быть оборудованы специальные центры», — добавил Добролюбов.