Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
21 сентября 2011, источник: РИА Новости

Поиск льдины для станции СП-39 будет трудным

АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ «РОССИЯ», 21 сен — РИА Новости, Анна Юдина. Поиски подходящей по всем параметрам льдины для высадки новой станции «Северный полюс-39» (СП-39) осложнены теплой погодой в Арктике в этом году, рассказал РИА Новости руководитель высокоширотной арктической экспедиции «Арктика-2011» Владимир Соколов.

«Мы испытываем определенные проблемы с подбором новой льдины для дрейфующей станции, поскольку этот год был очень теплым, он по тепловому влиянию близок к 2007 году, когда было исключительное разрушение льда за всю историю наблюдений в Арктике. Тогда площадь льдов сократилась до минимального размера. Лед исключительно разрушен в летний период, и найти подходящее ледовое поле с каждым годом становится все сложнее и сложнее, а в этом году — в особенности», — рассказал Соколов.

Экспедиции поставлена задача забрать полярников с дрейфующей станции СП-38, льдина которой раскололась, после чего дальнейший дрейф на ней был признан нецелесообразным. По спутниковым данным ученые выбрали три района, где им предстоит уточнить характер ледяных полей и принять решение о высадке новой станции.

«Первый район находится в непосредственной близости, 12 километров от нынешней станции. Это остатки большого ледового поля, на которое была высажена СП-38. По спутникам видно, что это мощное образование, но у нас есть большие вопросы относительно качества этого льда», — отметил Соколов.

Кроме того, район, в котором станция находится сейчас, «в перспективе дрейфа довольно проблематичен», потому что льдина может уйти в так называемый антициклональный круговорот, образующийся океанскими течениями, а может обогнуть Северный полюс со стороны канадского арктического архипелага, и дальше идти в пролив Фрама. В этом случае она просуществует не более одного года.

«Второй район находится на северо-востоке Восточно-Сибирского моря, в так называемом Айонском ледяном массиве, вернее, его остатков. Там наблюдается одно гигантское поле и группа полей поменьше. Этот район достаточно привлекателен для нас, потому что дрейф льда из него будет наиболее удачен для исследований, которые нас интересуют. Станция в этом случае будет хорошо досягаема с береговых баз. Кроме того, есть вероятность, что она может прожить два года», — рассказал собеседник агентства.

По тонкому льду

Полярники отмечают, что толщина льда в арктическом бассейне по сравнению с 20 веком уменьшилась в два и более раз. Если раньше льды средней толщины 3-4 метра были «постоянной реальностью», то сейчас их практически нет, а ведь именно такая площадка больше всего подходит для развертывания станции. Сейчас же толщина доминирующих льдов в конце летнего периода не превышает полутора метров.

«Думаю, что нам удастся произвести высадку на лед: все-таки этот год не столь драматичен по теплу, как 2007-й. В крайнем случае, у нас есть запасной, третий вариант — ледяной остров в море Бофорта, который три года туда шел. К сожалению, сейчас он идет по открытой воде и начал уже частично разрушаться, но в крайнем случае мы пойдем туда», — сообщил Соколов.

Буквально через две недели на этом острове должно начаться активное образование льда, и ситуация кардинально изменится — он перестанет таять, пояснил Соколов. Однако маршрут дрейфа этого острова в перспективе не очень удобен для исследователей.

Говоря о наилучших характеристиках льдины для полярной станции, Соколов рассказал, что в идеале это должна быть почти круглая обколотая льдина размером 2-3 километра в диаметре. Она должна быть старой, со сглаженным ядром старых торосов, и толщиной от трех метров и выше. Льдин с такими характеристиками полярники не встречали уже довольно долгое время.

«Та льдина, на которую была высажена станция СП-38, была гигантским полем, 8 на 12 километров, но оно раскололось, из него образовалось несколько довольно больших кусков, которые продолжали колоться в течение года. И сейчас продолжают колоться, так что станция находится на двух льдинах, которые соприкасаются, но иногда трещины расходятся, и люди перебираются между льдами на лодках», — сказал Соколов, добавив, что такой «раскол» в дрейфующем лагере произошел полтора месяца назад.

Предсказать расколы льдин, по словам полярника, сложно. Правда, чаще всего исследователям везет, и трещины не проходят через поле самого лагеря. Когда наступает полярная ночь, температура понижается, и лишь циклоны приносят какое-то тепло, при их движении резко возрастает и динамика льда. Когда зимой вся площадь Арктического бассейна покрыта льдом, в отдельных районах движение льдин продолжается за счет течений, и тогда колется любой лед — и старый, и новый.

Зимой ледяной «прострел» может пробить любую льдину, за исключением ледяных островов, которые имеют особую структуру. Они рождаются из многолетнего припая у острова Эльсмир, но оледенение с 2006 года начало резко снижаться, и большей части этого припая сегодня уже не существует.

Дрейфующие научно-исследовательские станции «Северный полюс» выполняют океанографические, ледовые, метеорологические наблюдения, включающие, в частности, наблюдения за концентрацией двуокиси углерода, метана и озона в приледном слое атмосферы.

Высокоширотная экспедиция Арктического и антарктического научно-исследовательского института Росгидромета (ААНИИ) по снятию дрейфующей станции «Северный полюс-38» (СП-38) и организации новой дрейфующей станции «Северный полюс-39» стартовала 17 сентября. В этот день атомный ледокол «Россия» ФГУП «Росатомфлот» госкорпорации «Росатом» вышел из Мурманска с командой специалистов для новой станции и грузом оборудования, топлива и различных запасов.