Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
22 сентября 2011, источник: Sputniknews.kz, (новости источника)

Всемирный День без автомобиля отмечается в четверг

День без автомобиля проходит в четверг во многих странах мира, передает РИА Новости.

Ежегодно 22 сентября во многих странах мира проводится Всемирный День без автомобиля (World Carfree Day), девиз которого — «Город как пространство для людей, пространство для жизни».

С 2002 года под эгидой Еврокомиссии ежегодно с 16 по 22 сентября проходит Европейская неделя мобильности (The European Mobility Week), кульминацией которого является День без автомобиля. Партнером Еврокомисии в проведении кампании стала Международная ассоциация общественного транспорта.

Все акции, проводящиеся в эту неделю, призваны напомнить о негативном влиянии автомобилей на окружающую среду и как бы подтолкнуть людей к идее о необходимости пользоваться альтернативными автомобилю средствами передвижения.

По статистике, каждую секунду в мире с конвейера сходит одна новая машина. Каждый день автомобили сбивают насмерть более 3 тысяч человек. Кроме того, более 90% загрязнения атмосферы приходится на долю автотранспорта. При всем при этом темпы производства продолжают расти: автомобиль находится на третьем месте среди самых рекламируемых товаров после алкоголя и табака.

Приблизительно с 1970-х годов власти отдельных городов стали вести поиск альтернативных методов решения проблемы — развития общественного транспорта и стратегий «пересаживания автомобилистов в трамваи».

Впервые акция «День без автомобиля» прошла во Франции в 1998 году. Тогда в мероприятии участвовали всего около двух десятков городов. Зато уже к 2001 году к движению официально присоединились более тысячи городов в 35-ти странах мира, в частности, в Японии, Бразилии и Канаде.

На родине акции, во Франции, 22 сентября для автомобильного транспорта традиционно перекрываются дороги центральной части Парижа. На улицах можно увидеть лишь такси и электромобили. Для тех, кто боится опоздать на работу, предлагаются велосипеды, которые можно получить бесплатно под залог удостоверения личности.

В ряде городов, причем как в наиболее экологически продвинутых городах Севера (Амстердаме, Копенгагене, Стокгольме, Осло, Хельсинки, Торонто и других), так и в новых «зеленых столицах» Юга: Боготе (Колумбия), Куритибе (Бразилия), принимаются меры по ограничению использования индивидуальных автомобилей для повседневной езды по городу наряду с развитием комфортного и удобного общественного транспорта, пешеходных зон, велосипедной инфраструктуры.

Многие мегаполисы мира проводят своеобразные велодемонстрации. Первая такая велодемонстрация была организована в 1992 году велосипедистами Сан-Франциско. Тогда в ней участвовало лишь 48 человек. Но количество демонстрантов и мест проведения пробегов быстро росло. Сейчас количество городов-участников уже достигло 230. Самое большое количество участников на демонстрациях в Лондоне, Сиднее, Мельбурне, Сан-Франциско, Будапеште. Например, в Будапеште число демонстрантов доходит до 30 тысяч человек. Лозунг всех демонстраций един: «Мы не мешаем движению; мы сами — движение».

В то время как одни страны работают над сокращением автомобильного потока, другие, такие, например, как Япония, стремятся сократить вред, который наносит автомобиль окружающей среде. К 2030 году все автомобили в Стране восходящего солнца должны будут работать на смеси этанола и стандартного бензина. Сжигание этой смеси приносит окружающей среде меньший вред, чем использование применяемого сегодня моторного топлива. Этаноловые смеси уже используются в Бразилии, а в 2006 году американские автопроизводители объявили о планах удвоить к 2010 году производство автомобилей на основе так называемой технологии «универсального двигателя», способного работать на различных видах топлива.

Новые технологии и меры властей могут частично исправить ситуацию, но организаторы акции «Всемирный День без автомобиля» считают, что каждый водитель должен вносить свой вклад в общее дело. К примеру, элементарная регулировка двигателя машины может сократить вредные выбросы на 10%. Водителям также рекомендуется:

— глушить мотор при остановках;

— продумать, как можно избежать длительного прогрева двигателя в холодное время года;

— уважать права пешеходов, тормозить перед «зеброй» и знаками пешеходного перехода, не игнорировать и не прижимать к бордюру велосипедистов;

— устраивать «разгрузочные дни» без автомобиля, заранее спланировав, как добираться до работы другим способом.

По приблизительным оценкам, в акции «День без автомобиля» каждый год участвуют более 100 миллионов человек в 1,5 тысячах городов мира.

В России повсеместными и определяющими эти идеи пока не стали. Как правило, власти российских городов продолжают игнорировать это мероприятие, не торопятся рассматривать проблему перегруженности городов машинами всерьез.

Инициативу проведения Дня без автомобиля поддержали Белгород — в 2005 году, Нижний Новгород — в 2006 году, Москва — в 2008 году.

В 2009 году к акции присоединился Калининград.

В 2010 году мероприятия в честь Дня без автомобиля впервые организовали сторонники Всемирного фонда дикой природы (WWF) России и местные власти в Санкт-Петербурге, Ставрополе, Твери, Чите и десятках других городов.

В Москве основным организатором акции был назначен ГУП «Мосгортранс».

Жителям столицы, отказавшимся от поездок на своем авто, предложили воспользоваться специальными билетами на автобусы и трамваи, которые стоили в два раза дешевле, чем обычно — 12 рублей.

День без автомобиля в российской столице не обходится без традиционных автомобильных пробок. Обойтись без машины в российской столице пока не просто: велосипедных дорожек нет, а общественный транспорт переполнен и по комфортности все еще оставляет желать лучшего.

Массовое развитие велосипедного движения в Москве заложено в Генплане города до 2025 года.

В столице планируется проложить десятки километров специальных дорожек, создать стоянки для велосипедов у торговых центров и пункты проката велосипедов.