Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
22 сентября 2011, источник: Вести.Ru

IV Московская биеннале готовится переписать миры

Грандиозные фотопроекты, инсталляции, видеоарт — все, через что современные художники выражают свой взгляд на мир, представлено на Московской биеннале современного искусства. Она открывается сегодня в столице. Биеннале собрала представителей 33 стран мира. Как известных мастеров, так и начинающих. Сквозная тема: «Переписывая миры».

Московская биеннале современного искусства вот-вот откроется, а экспонаты до сих пор в коробках. Надо установить еще двадцать розеток – чуть ли не все арт-объекты здесь управляются с компьютера. Пока же выставочное пространство ЦУМа застелили картой из Google maps. Композиция немецких художников Уте Копа и Иакима Мане.

«Это то, как можно видеть Москву с высоты спутника. И будут еще летать такие самолетики, которые будут реально мониторить то, что происходит на этой территории. И зритель сможет делать надписи на крышах домов», — говорит Иосиф Бакштейн, комиссар IV Московской биеннале современного искусства.

Идеолог биеннале и знаток новых медиа, Иосиф Бакштейн показывает в Москве высокотехнологичные творения 80 художников и арт-групп из 33 стран. Это уже не просто видеоинсталляция – видеоскульптура. Немецкий художник Ивол перенес в галерею ARTPLAY реальную берлинскую площадь, где стоит его мастерская.

«В течение нескольких минут зритель увидит, как этот старый дом отреставрируют. А потом он снова обветшает. Это такой жизненный круг площади. День за днем, месяц за месяцем», — рассказывает Эмили Трисе, искусствовед из Германии.

Француз Лоран Миньоно изобрел так называемый Lifewriter — жизнеписатель. Напечатанные слова «разбегаются» по бумаге жучками, жучки множатся и съедают новые буквы.

«Мое имя — Лоран. Вот, смотрите, пополз! — показывает свое изобретение художник. — По-моему, очень милый. Я вообще хотел сказать, что писатель в какой-то момент теряет контроль над своим произведением».

IV Московскую биеннале современного искусства собирают под руководством Питера Вайбеля. Немецкий куратор-легенда, комиссар Австрийского павильона Венецианской биеннале и профессор ведущих университетов мира, в прошлом сам — авангардный художник. В 60-е шокировал зрителей смелыми перформансами, в которых ходил на четвереньках, изображая собаку. Потом это повторил наш Олег Кулик. В 70-е играл в группе, в 80-е освоил компьютер и с тех пор стал одним из ведущих теоретиков медиаискусства. Которое называет зеркалом современного общества.

«Мы видели глобализацию, механизацию, индустриализацию. Но есть одна новая тенденция – персонализация. Вот тот же iPhone, i – значит “я”. С искусством то же. Оно уже не для всех, а лично для каждого. Поэтому у нас столько интерактива. Во всем можно поучаствовать, все можно потрогать», — говорит Питер Вайбель.

Сквозная тема биеннале, которую заявил Вайбель, – «Переписывая миры» – не так абстрактна, как кажется, если взглянуть на инсталляцию Фабиана Маркаччо. Так, считает аргентинский художник, мир «переписывает» телекамера. Впрочем, больше, чем объектив, реальность трансформирует глаз зрителя.

Одна из основных тем биеннале – позиция наблюдателя. Свой взгляд на нее предлагает австриец Кристоф Шлингензиф. Его инсталляция – железные шкафчики, в каждом из которых есть крошечный глазок. Если заглянуть в него, можно посмотреть видеоролик.

На Московской биеннале искусство протестное, считает Бакштейн, уступает место художественной игре. И с каждым разом привлекает на экспозиции все больше посетителей. На прошлую биеннале пришли полмиллиона человек.