Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
28 сентября 2011, источник: PrimaMedia.ru, (новости источника)

Приморский театр им. М. Горького отправит актеров на пенсию

С октября нынешнего года театр начинает новую жизнь

Владивосток, 28 сентября, PrimaMedia. Краевой драматический театр им. М. Горького с октября нынешнего года начинает новую жизнь, преобразуясь в автономное учреждение, — заявил в своем интервью корреспонденту РИА PrimaMedia художественный руководитель театра, народный артист России Ефим Звеняцкий.

— Ефим Семенович, с какими обстоятельствами связана такая глобальная перестройка главного очага культурной жизни Приморья?

— Эти обстоятельства стали неизбежными для всех театров России, вынужденных сегодня переходить на автономное обслуживание самих себя. Я тысячи раз говорил и буду повторять, что наше культурное учреждение не богатое, но и не нищее. Однако на самом деле пришло время повернуться лицом к рыночной экономике. Получится – не получится, — покажет время, но обратного пути у нас нет. В течение ближайших двух лет государство еще будет нас финансировать, но дальше, хотим мы того или нет, придется уходить в свободное плавание. А это значит: сам ставь пьесы, сам закупай костюмы и декорации, сам плати зарплату артистам и содержи здание театра. Посему придется учиться зарабатывать самим, а для этого театру придется работать 24 часа в сутки, что вовсе не исключено в нашем положении. Будут силы – выдюжим! В будущем для нас очень важным остается вопрос сохранения собственного репертуара. Поскольку сегодня театр им. М. Горького – это русский репертуарный театр, то он должен  во что бы то ни было сохранить свое лицо.

—  Грядущее сокращение артистов вашего театра тоже связано с  поворотом в сторону автономной системы выживания?

— Да, мы вынуждены выкручиваться, чтобы выжить, в том числе прибегая к сокращению штата. По-моему, это совершенно нормальный, цивилизованный подход. Например, нам пришлось отказаться от содержания в штате оркестра. Его мы теперь будем приглашать на наши отдельные постановки за гонорар. Расставание с актерами пенсионного возраста и актерами с ослабленным здоровьем у нас будет проходить безболезненно. Во- первых, мы думаем учредить для них персональную театральную пенсию в размере до 10 тысяч рублей, а во вторых, для этих актеров наши театральные подмостки всегда будут доступны, — они могут играть в наших спектаклях на разовых началах за гонорар. Так что надеюсь, никто не будет обижен таким поворотом событий.  

— Ефим Семенович, с момента начала строительства во Владивостоке Театра оперы и балета ходят упорные слухи о том, что подмостки театра им. М. Горького плавно переместятся в стены этого респектабельного культурного объекта… У вас действительно есть такие планы?

— Пока что об этом можно только мечтать. Открытие во Владивостоке собственного Театра оперы и балета – это просто фантастика, но многие не ведают о том, что этот театр строится как прокатная площадка. У нас, в Приморье, нет своих оперных и балетных трупп, поэтому на сцене нового театра будут выступать приезжие гастролеры. Обеспечить их выступления каждый день будет просто не реально, а поскольку площади помещения не должны простаивать, нашим культурным управленцам неизбежно придется как-то решать эту проблему. Вполне возможно, что стены в новом здании хотя бы временно обретут те владивостокские театры, которые сегодня вынуждены работать в аварийноопасных помещениях, требующих полной и достаточно длительной реконструкции. Например, тот же театр Молодежи или театр Кукол. Но это всего лишь мои собственные предположения. Что касается дислокации  театра  им. М. Горького в здание Театра оперы и балета, то я рассматриваю это как перспективный для нас вариант, если мы действительно станем работать по 24 часа в сутки. Я допускаю, что в стенах нового театра может открыться наш филиал, но не более того. Когда мне заявляют о том, что Театр оперы и балета станет нашим конкурентом, то это кроме смеха у меня ничего больше не вызывает. Не спорю, что люди с охотой пойдут в новый театр, но наше с ним  искусство настолько разное, что о какой-то нездоровой конкуренции говорить не приходится и  рассуждать о том, что с открытием Театра оперы и балета, культурная жизнь Приморья изменится с точностью поворота на 180 градусов, пока что не только рановато, но и нелепо! Краевой академический театр драмы им. М. Горького уже многие десятилетия является главным культурным брендом Приморского края, поэтому никакая конкуренция здесь, на приморской земле, нам абсолютно не страшна! 

— Ваша депутатская деятельность в ЗС ПК как-то помогает в решении текущих проблем в театре, в том числе финансовых?

— Оговоримся сразу, что я не работаю в ЗС ПК не на постоянной основе, а работаю там на общественных началах и денег за это, естественно, не получаю. Так что особых иллюзий насчет моего депутатского влияния не стоит питать. Несколько раз в месяц я принимаю граждан на очень серьезной, по моему убеждению, политической площадке, —  в приемной Владимира Путина. Люди обращаются сюда с самыми разными житейскими проблемами – от просьбы починить протекающую крышу до выделения средств на лечение здоровья. Как правило, все эти проблемы для обратившихся в приемную граждан стали настолько наболевшими и неразрешимыми, что они в полном отчаянии вынуждены обращаться к представителям законодательной власти. Депутаты ЗС ПК выходят с этими обращениями на главу Владивостока и на губернатора Приморского края. И надо отметить, что сегодня большинство вопросов находят отклик, понимание и постепенно решаются. Моя сфера деятельности – культура и искусство и я больше занимаюсь именно ее проблемами, которые пытаюсь решать и как действующий на освобожденной основе депутат и как руководитель крупнейшего в крае культурного учреждения, коим я служу в театре им. М. Горького.

— Поэтому не так давно вы, на правах депутата ЗС ПК, обратились к своим коллегам по краевому парламенту с предложением о снижении суммы ежегодной арендной платы на землю для всех учреждений культуры Владивостока?   

— Да, я был просто вынужден пойти на этот шаг. Когда я узнал о том, что вместо прежних 190 тысяч рублей, ежегодно выплачиваемых нашим театром за аренду земли, теперь нас обяжут платить 4 миллиона, меня попросту начало колотить. Наш театр просто не зарабатывает таких денег. Еще раз повторюсь, что мы бедные, но не нищие, однако всему должны быть свои пределы. Мы просто не в состоянии потянуть такой обременительный налог. У нас, кроме самого здания театра, на окружающей территории ничего не построено из того, что могло бы приносить доход. Раньше театру принадлежало больше земли, но ее немалую часть, еще в советские времена, неожиданно обрезали под сквер им. графа Муравьева – Амурского. Как депутат ЗС ПК, я обратился к местным властям с просьбой рассмотреть вопрос о снижении земельного налога не только для театра им. М. Горького, но и для всех учреждений культуры Владивостока, включая коммерческие. По этому поводу у меня уже состоялся конструктивный диалог с мэром города Игорем Пушкаревым и депутатами городской Думы. Пока что мое предложение документально не зафиксировано, но я занимаюсь его подготовкой с твердой надеждой на то, что интересы учреждений культуры Владивостока будут учтены и власти избавят их от непосильного бремени арендной платы за землепользование.   

— Ефим Семенович, вы утверждаете, что ваш театр не богатый, но и не нищий. Всем известно, что это учреждение находится под патронажем губернатора Приморского края Сергея Дарькина, который выделяет средства на его содержание из краевого бюджета. С чем связана такая милость государева человека и его забота о процветании высокого искусства, кое ваш театр дарит людям?

— Если кто-то до сих пор считает, что особое внимание Сергея Михайловича Дарькина к жизни нашего театра и его проблемам  связано с тем, что на нашей сцене работает его супруга, заслуженная артистка России Лариса Дмитриевна Белоброва, то эти люди совершенно далеки от истины! Актриса Белоброва – личность не только талантливая, но еще и самодостаточная, — она никогда не нуждалась и не будет нуждаться в «поддержке штанов». Поэтому давайте оставим актрису в покое!

Что же касается особо теплого отношения к нашему театру со стороны губернатора, то могу раскрыть вам секрет. Мне легко об этом говорить, поскольку с Сергеем Михайловичем я достаточно давно знаком лично. В свое время я  принимал участие в его выборной компании, а до этого знал его как человека 15 лет. И тогда он еще не был женат на актрисе Ларисе Белобровой, но театральное искусство ценил и почитал не менее нынешнего. Театр на самом деле занимает не последнее место в его жизни, поскольку Сергей Михайлович – высокообразованный, интеллигентный человек и театрал. И, поверьте, это вовсе не дифирамбы, связанные с его высоким общественным положением, а дань глубочайшего уважения к нему, как политическому лидеру нашего края и человеку государеву. Да, он очень помогает нашему театру, но и мы, в свою очередь, не остаемся перед ним в долгу, поскольку  театр им. М. Горького в столь же равной мере помогает и губернатору, и всей администрации в формировании имиджа Приморского края в России и за рубежом. Когда мы выступаем на лучших театральных площадках Москвы и Санкт-Петербурга, работаем в США, Чехии, Корее и Китае, мы несем имидж  Владивостока, как города высокой культуры и гостеприимства, что, безусловно, создает благоприятную почву для успешного развития туризма.

— Плюс к этому театр им. Горького активно участвует в реализации губернаторской программы по оказанию услуг жителям сельской местности…  

— Это тоже имеет место в жизни нашего театра. Нести высокую культуру искусства в село я считаю своим гражданским долгом и очень серьезно отношусь к этому вопросу. Ведь не только один Владивосток нуждается в высоком искусстве, но и любой другой город или поселок края. Поэтому наш театр всегда стремится преподнести сельчанам и жителям отдаленных городов свое искусство с красивыми декорациями и костюмами, с хорошими профессиональными артистами, с положительной и живой идеологией репертуара.

В нынешнем году мы планируем значительно расширить географию наших гастрольных поездок по краю, охватив такие дальние населенные пункты, как города Дальнегорск и Дальнереченск, села Анисимовку, Черниговку, Чугуевку и другие. Такие гастроли для нашего театра убыточны, поскольку расходы на транспорт и гостиницы значительно превосходят выручку от продажи билетов на наши представления. В селах их стоимость составляет всего 100-150 рублей. Поэтому я, и как руководитель театра им. М. Горького, и как депутат ЗС ПС вышел с инициативой о дополнительном финансировании наших гастролей по отдаленным районам Приморья из краевого бюджета. Надеюсь, данная инициатива также найдет отклик у губернатора. 

— Раз уж так все не плохо, то зачем тогда вашему театру нужно переходить на автономию? Может с этим как-нибудь обойдется?

— Нет, не обойдется, поскольку переход на автономную систему – это историческая данность, которую нам предлагает само государство. И в этом плане губернатор нам уже не поможет, поскольку по своему служебному долгу обязан исполнять государственную политику. Я не думаю, что с переходом театра им. М. Горького на автономию, Сергей Михайлович Дарькин от нас отвернется. Просто не хотелось бы в это верить. Пока что скажу одно: сегодня у меня полное взаимопонимание с губернатором и его командой по любым вопросам, касающимся жизнедеятельности культурных учреждений Владивостока и края. Краевая администрация оказывает нам дополнительную финансовую помощь, необходимую для ремонта зданий, закупки автотранспорта, приобретения систем пожарной сигнализации. Без этих дотаций из краевого бюджета наши культурные учреждения просто бы не выжили. А ведь если не лукавить и посмотреть правде в глаза, то можно отметить, что сегодня в Приморском крае не закрылось ни одно подразделение культуры. По-прежнему работают и набирают творческие обороты краевой театр Молодежи, Приморская филармония, Приморский симфонический оркестр, театр кукол; функционируют музеи, картинные галереи, выставочные залы, библиотеки, сельские клубы и дома культуры. Так что говорить об упадке культуры в Приморье, о ее прозябании в полной нищете и безвестности сегодня было бы просто грешно.