Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
28 сентября 2011, источник: Сибирское агентство новостей - Красноярск, (новости источника)

На БоГЭС перекроют два временных донных отверстия плотины

Закрытие донных отверстий имеет большое значение для строительства, поскольку с этого момента пропуск воды постепенно будет переведен на постоянные эксплуатационные водосбросы №1 и №2, а после пуска первой очереди станции и через гидроагрегаты №1, 2 и 3.

На Богучанской ГЭС начата операция по закрытию двух временных донных отверстий водосброса №1. Отметим, что начало заполнения водохранилища станции произойдет только после перекрытия всех пяти временных отверстий. Планируемый срок начала наполнения водохранилища — 1 марта 2012 года. До этой даты расходы реки Ангара будут проходить через три оставшихся отверстия и эксплуатационный водосброс №1.

Закрытие донных отверстий имеет большое значение для строительства, поскольку с этого момента пропуск воды постепенно будет переведен на постоянные эксплуатационные водосбросы №1 и №2, а после пуска первой очереди станции и через гидроагрегаты №1, 2 и 3. По технологическим требованиям и в соответствии с конструкцией временных отверстий, все они должны быть закрыты при напоре воды не более 24,5 м, то есть при уровне верхнего бьефа не выше отметки 154,5 м.

Операция по перекрытию двух отверстий предпринята в период межени (фаза водного режима реки, характеризующаяся малой водностью и незначительным притоком) для отработки технологии закрытия в условиях малых напоров.

Закрытие двух временных донных отверстий водосброса №1 включает в себя несколько основных этапов: перекрытие затвора в верхнем бьефе, перекрытие ремонтного затвора в нижнем бьефе, проверка фильтрации через опущенный затвор верхнего бьефа, осушение галереи и изготовление бетонной пробки. Всего имеется пять донных отверстий, расположенных в секциях №24, 25, 26, 27 и 28 бетонной гравитационной плотины Богучанской ГЭС. Отверстия имеют прямоугольное сечение, высота каждого составляет 14 м, ширина — 12 м. Нижняя грань отверстий расположена на отметке 130 м, верхняя — на отметке 144 м. С 1987 по 2007 год пропуск расходов реки производился через пять временных донных отверстий и временный шлюз, который располагался в секции №29. После того, как временный шлюз в октябре 2007 года был перекрыт и закрыт бетонной пробкой, пропуск расходов производится через временные донные отверстия. В процессе поэтапного закрытия временных отверстий будут соблюдены условия санитарного (1100 м3/с) и навигационного пропуска (3100 м3/с) при уровне воды в верхнем бьефе 141,4 м.

В первую очередь будут перекрыты затворы временных донных отверстий, расположенных в секциях № 24 и 28. Перед началом операции были произведены подготовительные работы: смонтированы и находятся в пазах в верхнем положении все затворы верхнего бьефа; установлены гидроцилиндры, маслонасосная установка, два маслонасосных агрегата и аппаратура управления. Штоки гидроцилиндров соединены с подвесками затворов и подключены к магистральным напорным и сливному маслопроводам. В нижнем бьефе на отметке 155,75 м над пазами ремонтного затвора в секциях № 24 и 28 установлены лебедки грузоподъемностью 50 тонн. В пазах секций собраны ремонтные затворы.

Операция по перекрытию отверстий началась с секции № 28. Затвор верхнего бьефа был освобожден от временных подхватов и опущен гидроприводом на порог. После демонтажа гидроцилиндров и их опорных рам, будет выполнен монтаж закладных частей и бетонирование перекрытого отверстия. Спуск ремонтного затвора нижнего бьефа производится в безнапорном режиме, после чего начнется осушение галерей. По завершении работ на секции №28, аналогичную операцию проведут на секции №24.

После закрытия и осушения обоих отверстий начнутся работы по возведению бетонных пробок. Бетонная пробка в каждом из отверстий будет состоять из четырех бетонных столбов. В первый столб будет заложено 2,9 тыс. м3, бетона второй и третий — 2,3 тыс. м3, четвертый — 1,6 тыс. м3. Время укладки бетона в каждый столб составит ориентировочно 30-40 суток.

Фото: пресс-служба ОАО РУсГидро.