Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
28 сентября 2011, источник: РИА Новости

Куратор Московской биеннале выпускает книгу о современном искусстве

МОСКВА, 28 сен — РИА Новости. Куратор основного проекта «Переписывая миры» Московской биеннале Петер Вайбель, перед тем как покинуть столицу, представил во вторник свою книгу на русском языке, в которой он предлагает современному искусству умереть, а появиться актуальному.

Петер Вайбель (род. в 1944) не только занимается кураторской деятельностью и руководит институтом ZKM (Центр искусств и медиа-технологий) в Карлсруэ. В 60-е годы он был акционистом, одним из самых ярких художников Вены, ходил на поводке у Вали Экспорт в прямом смысле и вдохновлял многих коллег на радикальные поступки. Спустя десятилетия умудренный опытом Вайбель предлагает искусству новую модель.

В книгу «Десять текстов для возможных миров» вошли его работы разных лет, которые вполне отображают картину интересов теоретика, начиная от точных наук, математики, заканчивая современными теориями мироздания. «Любая книга — это портрет автора, и любая книга — это больше человек, чем он сам есть. И эта антология — больше меня, чем я есть», — заметил Вайбель на презентации.

Основная идея автора, по его словам, в том, что современное искусство во многом занимается имитацией реальности и именно этому был посвящен весь 20 век — замена репрезентации реальностью, когда художники включали в проект реальных людей, выходили в реальные пейзажи и видоизменяли его и так далее.

В качестве примера Вайбель приводит одного из самых известных современных художников — испанца Сантьяго Сьерру, который прославился различными акциями на социальные темы. Сьерра нанимает, например, реальных гастарбайтеров и заставляет их сидеть в картонных коробках в галереях, а зритель оказывается в такой же ситуации, как в жизни, смотря на это неравноправие.

Вайбель уверен, что как раз проекты Сьерры становятся дубликатом реальности, и искусство, таким образом, теряет свой смысл.

По его признанию, ему намного ближе искусство российской группы «Что делать?», которая для своего проекта «Башня. Зонгшпиль» пригласила актеров, которые в жанре оперы рассказали историю, посвященную строительству Охта-центра. В этой истории есть актеры, у них роли — судья, толпа и так далее.

«Группа “Что делать?” сохраняет онтологическую разницу. Но арт-рынок уже не различает эти тонкости, и он предпочитает получать продукт, то, что делает Сьерра, а не то, что содержит информацию. Поэтому я считаю, что современное искусство, а именно Сьерра, должно умереть, а актуальное появиться», — сказал в заключение своей презентации Вайбель.

Куратор воспринимает понятие информации максимально широко, и весь свой проект на биеннале «Переписывая миры» он посвятил отчасти изучению именно этого феномена — как менялась информация и отношение к ней на протяжении веков.