Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
30 сентября 2011, источник: РИА Новости

Режиссер шедевра «17 мгновений весны» Татьяна Лиознова ушла из жизни

МОСКВА, 30 сен — РИА Новости. Татьяна Лиознова — режиссер, снявший фильмы, которые знает вся страна — «Семнадцать мгновений весны», «Три тополя на Плющихе», «Карнавал» и другие — скончалась в четверг на 88-м году жизни в Москве после продолжительной болезни.

Друзья и коллеги отзываются о ней как о тонком художнике и высочайшего уровня режиссере и вспоминают, что она была тираном на площадке, но при этом умела создать необыкновенную атмосферу творчества.

Выпускница легендарного курса Герасимова во ВГИКе, начавшая карьеру «снизу», с самых азов режиссуры, она снимала фильмы, которые сразу становились народными хитами, пользовались всесоюзной популярностью, расходились на крылатые фразы и анекдоты.

Медленно угасала

Еще совсем недавно Лиознова была во ВГИКе — со своими студентами, но, как рассказал РИА Новости близкий друг Лиозновой, главный редактор журнала «Кинопроцесс» Вячеслав Шмыров, медленно угасала. С марта этого года она практически не выходила из больницы.

Артист Юрий Яковлев, снимавшийся в фильме «Карнавал», отметил, что, несмотря на все эти больницы и плохое самочувствие, кончина Лиозновой стала для него неожиданностью.

Свои соболезнования выразили первые лица государства. Премьер Владимир Путин отметил, что каждая работа Лиозновой в кино была «подлинным событием, над которым не властно время и исторические эпохи».

«Великий режиссер, огромный организатор и огромный человек. Никогда невозможно было предсказать, какую новую краску она откроет в артистах. 500 ролей в фильме “Семнадцать мгновений весны”. И каждый интересен в своем роде. И каждый артист выступил в новом качестве, ничего подобного до этого не играя», — рассказал артист Вячеслав Шалевич, сыгравший в другом знаменитом фильме Лиозновой «Три тополя на Плющихе».

Он, как и многие в этот вечер скорби, заметил, что режиссеру удавалось создавать необыкновенную атмосферу в кадре. «Она импровизировала, придумывала сцены, которых не было, каждая ее картина становилась значительным событием отечественного кинематографа», — подчеркнул он.

У этого величия были свои истоки — а именно ВГИК, который она окончила вместе с уже ушедшими титанами советского кинематографа — Ноной Мордюковой, Вячеславом Тихоновым и другими. Как охарактеризовал поколение первый заместитель председателя Союза кинематографистов РФ Сергей Лазарук — «последние из могикан».

«Лиознова из тех режиссеров, кто составляет славу отечественного кинематографа, ее картины, тот же “Карнавал”, переживают поколения, возраста и режимы», — уверен он.

Артист Александр Михайлов рассказал о своем периоде счастья — когда он играл в нескольких фрагментах в фильме «Карнавал». «И этого было для меня достаточно, чтоб понять: перед тобой уникальный режиссер высочайшего класса. К сожалению, такая режиссура сегодня уходит», — сказал он РИА Новости.

Семнадцать мгновений

Из творчества Лиозновой сложно выделить один фильм, но все же «Семнадцать мгновений весны» — монумент ее таланту на века. И чтобы его создать, как рассказал актер Леонид Броневой РИА Новости, Лиозновой пришлось стать тираном на площадке.

«Она, конечно, была настоящим диктатором, железным человеком, иначе невозможно было снять такой фильм. Я до сих пор не могу понять, как она подняла и сделала это», — говорил Броневой, добавляя, что пока одни режиссеры снимали по 20 метров пленки в день, она успевала 200, а для одной из последних серий и все 300 метров.

Шедевр создавался в муках. «Она любила репетировать и репетировала долго, мне за это время удалось выучить не только весь свой текст, но и текст Тихонова.

Лиознова очень тонкий художник, настоящий суперпрофессионал, который прошла огромный путь в кинематографе, занимая практически все должности от самой низшей до режиссера, поэтому она приходила на съемки, зная все, где пауза, где поворот, где встать, и атмосфера на съемках была напряженная, да она и не могла быть другой», — рассказал Броневой.

Фильм не понравился главному идеологу страны Михаилу Суслову, но его отстояли маршал Гречко и Юрий Андропов. «Картина была представлена на Госпремию, которую мы не получили, и только Брежнев уже совсем больной наградил нас.

Мы с Табаковым получили трудовой Орден Красного знамени, Тихонов — Золотую звезду героя, а Лиознова — орден Октябрьской революции с формулировкой “за участие в фильме”. Это она, которая создала этот фильм», — сокрушается Броневой.

Он назвал Лиознову величайшим художником своего поколения.

Конечная остановка

Татьяна Лиознова родилась 20 июля 1924 года. Российский кинорежиссер, сценарист, народная артистка СССР, лауреат Государственной премии. Закончила режиссерский факультет ВГИКа в 1949 году, дебютировала в 1958 году лентой «Память сердца», сняла такие всенародно любимые фильмы, как «Карнавал», «Три тополя на Плющихе», «Им покоряется небо». В ее картинах снимались советские кинозвезды: Олег Ефремов, Татьяна Доронина, Вячеслав Тихонов, Ирина Муравьева, Олег Табаков и другие.

Одной из главных работ в ее творчестве стал 12-серийный телесериал «Семнадцать мгновений весны» про советского разведчика Исаева-Штирлица (1973), который вместе с фильмом «Три тополя на Плющихе» представили российским телезрителям недавно в цветной версии.

Похоронят Лиознову на Донском кладбище, согласно ее воле рядом с могилой матери. Дата прощания и похорон пока уточняются.