Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
9 апреля 2012, источник: Вести.Ru, (новости источника)

Фестиваль «Великие имена искусства» посвятили памяти Владимира Крайнева

III Международный фестиваль «Великие имена искусства» посвящен памяти пианиста Владимира Крайнева. В 1970 году пианист одержал победу на Международном конкурсе имени Чайковского, а в 1994 году организовал благотворительный фонд помощи молодым пианистам.

Небольшой концертный зал. Рядом с роялем портрет мастера. Он словно наблюдает за игрой ученика. Так обычно проходили занятия Владимира Крайнева с Дмитрием Онищенко. Знаменитого пианиста и педагога не стало почти год назад. Любимому учителю музыканты посвятили третий международный фестиваль «Великие имена искусства».

«Он был настолько жизнелюбивым человеком, что слово память с ним очень плохо вяжется. Ощущение, что он с нами», — говорит пианист Дмитрий Онищенко.

Его называли первооткрывателем — на его счету много новых имен. В 1992 году Владимир Крайнев организовал всесоюзный конкурс на своей родине в Харькове, где когда-то окончил музыкальную школу для одаренных детей. А еще через два года, уже преподавая в Высшей школе музыки и театра в Ганновере, создал собственный благотворительный фонд. Из Советского Союза в Германию увез четырех учеников, поселил в своем доме и полностью обеспечивал. Друзья говорили, у него чутье на таланты. Находил их в Турции, Чехии, Испании, США, Канаде, Греции. Шутил: только в Африке не был, потому что там могут съесть. Без Владимира Крайнева и его фонда десятки молодых исполнителей могли бы не узнать, что такое выступать на серьезных площадках, рассказывает друг маэстро и такой же самозабвенный искатель талантов Петр Гулько.

«Идея создать фонд в нем все время была, и вот в сердце ему запала. Он был по-мальчишески озорной, и когда он видел искру, он бросался моментально, чтобы ее раздуть», — вспоминает Петр Гулько, художественный руководитель Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова.

Он понимал, что в музыке, как и спорте, без соревнований не обойтись. Сам проходил серьезный профессиональный отбор: сначала при поступлении в Московскую консерваторию – Крайнев учился у Генриха Нейгауза — потом на крупных международных конкурсах в Лидсе и Лиссабоне. Но соревноваться не любил. В 1966 году отказался участвовать в конкурсе имени Чайковского. После этого Крайневу запретили все гастрольные поездки. Через четыре года министр культуры Екатерина Фурцева позвонила пианисту. Услышав по телефону ласковое — «Володенька…» — сразу выпалил: «Согласен!». И выиграл IV Конкурс имени Чайковского.

С 1987 года Владимир Крайнев профессор Московской консерватории. Как заповедь студенты соблюдали его Кодекс идеального поведения на сцене — чистота, жар, независимость и холод. То есть, уважение к авторскому тексту, творчество, свобода рук и абсолютный контроль над собой. Впрочем, полностью побороть волнение даже у самого маэстро не всегда получалось.

«Впервые я вышел в 7 лет и играл “Полюшко-поле”. Я умирал от страха всегда», — рассказывал народный артист СССР Владимир Крайнев.

«Владимир Крайнев без шуток, все равно, что музыка без нот», — говорит Дмитрий Онищенко.

Его часто цитировали, устраивали соревнование, кто больше вспомнит каламбуров.

«Когда я ему играл 31-ю сонату Бетховена, у которой в первой части есть большой соблазн сыграть в разных темпах разные партии, соответственно, я этому соблазну поддавался. Владимир Всеволодович сказал: что это у тебя то березка, то рябина? А я ответил: это получается такой смешанный лес. А он и говорит: ты смотри, чтобы он у тебя не был смешной», — вспоминает шутки учителя пианист Дмитрий Онищенко.

Студентка пятого курса Московской консерватории Анна Кавалерова у Владимира Крайнева не училась, но не выступить на Международном фестивале «Великие имена искусства» просто не смогла. Хотела сказать спасибо за то, что ей, когда-то тринадцатилетней девочке, Владимир Крайнев доверял переворачивать страницы нот на своих концертах.

«Иногда мне звонили и просили к семи часам подойти в Московскую консерваторию. Было очень волнительно, честно говоря, выходить на сцену», — рассказывает пианистка Анна Кавалерова.

В жизни Владимира Крайнева была еще одна настоящая любовь. С Татьяной Тарасовой, выдающимся тренером по фигурному катанию, он прожил 33 года. Часто их разделяли сотни километров, поэтому долго не расписывались — просто не было времени. Все решил случай. На гастролях в Польше в 1979 году Владимир Крайнев прищемил дверью палец и отменил гастроли, уехал в Москву, а там поднял все связи в партии и комсомоле. В считанные дни Тарасова и Крайнев официально стали мужем и женой. Он был главным музыкальным экспертом у фигуристов, вместе с Татьяной Анатольевной поставил 18 программ (можно сказать, что наши победы на Олимпиадах и разных чемпионатах, безусловно, и его заслуга).

В их доме постоянно звучала музыка, а к ученикам Владимир Крайнев и Татьяна Тарасова относились как к собственным детям. Музыкант любил цитировать Александра Блока: «Сотри случайные черты, и ты увидишь: мир прекрасен» – это еще одна заповедь его Кодекса идеального поведения на сцене, которой ученики Владимира Крайнева стараются следовать.

Почему комментарии платные?

Уважаемый читатель!

Мы ввели платную подписку на комментарии, чтобы удерживать общение пользователей в уважительном русле, исключив оскорбления, провокации, ненормативную лексику, а также спам, флуд и другие виды неконструктивного диалога. Чтобы добавлять собственные комментарии, необходимо оплатить подписку.