Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
10 апреля 2012, источник: РИА Новости, (новости источника)

Композитор митрополит Иларион рассказал о смыслах фильма «Дирижер»

МОСКВА, 10 апр — РИА Новости, Ольга Липич. Композитор, председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион считает, что его совместный проект с известным режиссером Павлом Лунгиным — вышедший на экраны фильм «Дирижер» — заставит зрителей задуматься о смысле жизни и ответственности за свои поступки.

«Думаю, что такие фильмы важны, потому что, хотя они напрямую не провозглашают какие-то религиозные идеи или ценности, — они заставляют зрителей задуматься о смысле жизни и об ответственности человека за свои поступки», — сказал архиерей в интервью РИА Новости.

Строго говоря, отметил он, в этом фильме нет никакой религиозной морали. «То есть, фильм не кончается, например, тем, что дирижер пошел на исповедь и получил отпущение грехов или что все герои фильма дружно пошли в церковь причащаться. Лунгин — режиссер, который, как он сам говорит, любит работать на полутонах… Здесь ни одна сюжетная линия не доведена до конца. Мы просто как бы становимся участниками некой драмы, которая разворачивается на протяжении нескольких дней, но мы не знаем, что предшествовало ей и что за ней последует», — добавил митрополит Иларион.

По его словам, фильм посвящен взаимоотношениям между отцами и детьми, мужем и женой, тому, что «некоторые наши поступки могут быть непоправимы». «Например, отношение этого дирижера к своему сыну, которого он не понимал, игнорировал, — и он изменил свое отношение только после того, как произошло непоправимое, после того, как его сын ушел из жизни», — отметил иерарх.

Он рассказал о, что познакомился с Лунгиным несколько лет назад, вскоре после того, как режиссер снял фильм «Остров», а он сам написал ораторию «Страсти по Матфею». «Я подарил ему диск с видеозаписью премьерного исполнения… Лунгину очень понравилась эта музыка — и мы стали обсуждать с ним вопрос о том, как можно было бы усилить эту музыку неким видеорядом. Мои идеи были довольно простые: проиллюстрировать музыку древними фресками… Лунгин сразу же сказал, что ему это не интересно… и, в свою очередь, предложил соединить музыку с неким действием», — вспоминает митрополит Иларион.

В итоге, уверен он, получился «продукт… успешного творческого союза» — и «музыка оказалась не просто саундтреком к фильму», а одним из главных действующих лиц. Страсти Христовы в качестве сюжета в фильме оказались не представлены — все основное время занимают сюжетные линии, связанные с жизнью героев.

«Тем не менее, кажется, что эта сюжетная линия — история страстей Христовых — она прослеживается в фильме… через музыку, через фрагменты евангельского повествования, которые там читаются. И она прослеживается через соотнесенность человеческой драмы, которая разворачивается в фильме на наших глазах, — с Иерусалимом — местом, где две тысячи лет назад разворачивалась другая человеческая драма. В конечном итоге все эти драмы — они выводят на тему взаимоотношений между человеком и Богом», — пояснил митрополит Иларион.

На вопрос об упомянутом «смысле жизни» иерарх ответил так: «Думаю, что для нас как христиан нет ничего выше, чем… то задание, которое дано Иисусом Христом: ищите прежде Царствия Божия, а все остальное приложится вам», — призвал митрополит Иларион.

По его словам, Царство Божие «уже может присутствовать в нашей земной жизни, если мы этого захотим». «В церкви мы соприкасаемся с Царствием Божиим, которое становится реальностью нашей жизни через наш молитвенный опыт, через наше участие в таинствах и, прежде всего, в таинстве евхаристии (причащения) — когда мы не просто общаемся с Богом, а соединяемся с Богом духовно, душевно и телесно», — сказал митрополит.

Он также отметил, что «каждый человек для себя находит конкретные пути воплощения этой заповеди в жизнь». «Например, Блаженному Августину приписывается такое замечательное изречение: возлюби Бога — и делай, что хочешь! Это значит: если человек по-настоящему любит Бога, для него все остальные заповеди не нужны, потому что он их будет исполнять так и так… Если он любит Бога — значит, он будет любить ближнего. Если он любит Бога — значит, он не допустит смертных грехов и даже греховных помыслов и так далее», — считает архиерей.

Конкретно это проявляется в том, что «если это православный христианин — значит, он создает крепкую семью, любит свою жену, детей, и у него столько детей, сколько ему дал Господь», «если это бизнесмен, то он не ворует, отказывается от коррупционных схем, не идет на безнравственные поступки ради достижения личной выгоды, он носит нательный крестик, даже если это противоречит дресс-коду».

Ранее митрополит Иларион говорил, что почти двадцать лет не писал музыку, после того, как оставил Московскую консерваторию, чтобы посветить себя служению церкви.

Митрополит Илларион — автор многочисленных публикаций, в том числе монографий по догматическому богословию и церковной истории, переводов работ Отцов Церкви с греческого и сирийского языков, а также ряда музыкальных произведений, в том числе «Божественной Литургии» и «Всенощного бдения» для хора без сопровождения, «Рождественской оратории», симфонии псалмов «Песнь восхождения». Его музыкальные произведения с успехом исполнялись в лучших концертных залах России, Италии, США, Канады, Австралии, Венгрии и других стран.