Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
11 апреля 2012, источник: АиФ Омск, (новости источника)

Омские школьники готовятся к урокам православия

К появлению в школах уроков православной культуры родители маленьких омичей относятся настороженно. Чему будут учить детей? И не вернёт ли религия подрастающее поколение назад в средневековье?

Несмотря на логичные обоснования чиновников о необходимости введения нового предмета, вопросов у родителей накопилось много. Гладко описанная на бумаге мини-реформа образования в части практической реализации может столкнуться с трудностями. Что преподнесут под соусом православия или светской этики ученикам 4-х классов? Об этом мы узнаем только 1 сентября, а пока разберёмся в том, что будет включать в себя обязательный модуль, как к этому относятся церковь, родители и, конечно, сами дети.

Не запутаться в религиях

Атеистически настроенные мамы и папы больше всего опасаются того, что в школах появятся попы в рясах и в принудительном порядке начнут обращать в веру 10-летних детей. Новый учебный модуль под названием «Основы религиозных культур и светской этики» действительно будет обязательным. Впрочем, право «последнего» слова у школьников, а точнее, их родителей, останется. В рамках курса, рассчитанного на 4-й класс начальной школы, есть шесть модулей, выбрать из которых нужно один: православную, исламскую, буддистскую, иудейскую культуру, основы мировых религиозных культур либо светскую этику.

— Преподавание основ православия в школах — это неплохо, но в какой форме? — делится мыслями по поводу данного вопроса Марина Чернышова, мать 10-летней Насти. — Главное, чтобы не было сильного уклона в религию. Хотя я православная, соблюдаю пост. А муж-атеист, и он против подобных новшеств. Вот и получаются разногласия. Что касается дочки, то она рада новым знаниям.

Однако, как нам пояснили в департаменте образования, «образовательное учреждение на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей учащихся и их родителей, а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей данного учебного курса». Складывается ощущение, что этой размытой формулировкой после 1 сентября могут оправдать любую производственную сложность…

А может, в буддизм?

С чего вдруг чиновники озадачились религиозным просвещением школьников? Курс является светским и имеет воспитательный, культурологический, нравственно развивающий характер. Его главную цель определяют как формирование у школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знание и уважении традиций религиозных культур многонационального народа России. Другими словами — воспитание толерантности.
— Данный учебный курс, с одной стороны, дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с другой — предваряет начинающееся в пятом классе изучение предмета «История», — комментирует Светлана БАРАНЦЕВА, ведущий методист отдела учебно-методического обеспечения департамента образования.

Кстати, изучение того или иного модуля предполагается даже в том случае, если его выбрал всего лишь один человек.

А ребёнка не спросили

Но главный вопрос, возникающий у родителей, касается кадров. Кто будет учить детей религии? Как оказалось, новую миссию возложили на плечи учителей истории и обществознания, учителей начальных классов. В 2011 году курсы повышения квалификации по теме «Методика обучения курсу “Основы религиозной культуры и светской этики” прошли 152 учителя, по одному от каждого образовательного учреждения. Ранее курсы повышения квалификации по вопросам духовно-нравственного воспитания школьников посетил 101 педагог. Также на сегодняшний день подготовлено 10 тьютеров из числа учителей по два человека на административный округ. Они будут оказывать педагогам методическую поддержку в подготовке уроков по курсу.

В целом, родители школьников и учителя о нововведении отзываются положительно. Правда, как показывает практика, современные папы и мамы всё-таки склоняются к нейтральному модулю — светской этике, нежели религиозному просвещению. Так, например, в пилотных регионах (двухлетний эксперимент по введению курса проводили в 21 регионе России) 42% родителей отдали предпочтение светской этике, 35% православию, 18% основам мировых религий, 9% исламской культуре, 1% буддистской и 1% иудейской… А самое главное, что весь этот выбор — религиозные предпочтения родителей, а не самого ребёнка, которого, по сути, никто не спрашивает.

Мнения: ДА

Наталья НИЦЕНКО, мама четвероклассницы Алины:

— Я за введение уроков православия в школах. Дети сейчас стали чёрствые, и духовно-нравственное воспитание пойдёт им на пользу. Православие как часть культуры и истории страны, на мой взгляд, изучать нужно обязательно.

НЕТ

Анастасия КОТОВА, будущая мама:

— Я против православия в школах как обязательного предмета. Если выбирать между православием и светской этикой, я однозначно выберу для своего ребёнка последнее. Нужно преподавать не основы духовного воспитания, а культуру. Рассказывать школьникам о роли церкви в жизни страны, потому что православие у нас во всём. Я не хочу навязывать ребёнку своё мнение о православии. Если сам заинтересуется — пусть изучает, но в контексте всей культуры. Чтобы знал, чем католики, к примеру, отличаются от лютеран. Я сама неверующая, но Библию читала. И ребёнок должен будет прочитать в обязательном порядке.

Компетентно:

Митрополит Омский и Тарский Владимир:

— В Омске уже подготовлено много учителей, которые смогут преподавать православие в школах. Без этого нельзя. Уроки будет вести знающий человек, который хорошо разбирается в православии и других религиях. Я считаю, что школьный преподаватель не может быть атеистом. Иначе как он будет вести основы православия?! 

В Узбекистане, например, с 1999 года преподаватели семинарии читают небольшие курсы лекций о православии во всех высших и средних учебных заведениях, чтобы люди могли отличать православие от множества сект. Почему в России этого до сих пор нет?

Кстати

Не до конца понятным остаётся вопрос, что будут делать с новым курсом в малокомплектных сельских школах Омской области. Вместо курсов повышения квалификации, учителя, которых здесь и так не хватает, будут руководствоваться методическими указаниями самостоятельно.

Интернет-опрос:

В каком предмете нуждается современная школа?

 Основы исламской культуры — 0% (0 голосов)

 Основы православия — 19% (15 голосов)

 Светская этика — 23% (18 голосов)

 Основы мировых религий — 27% (21 голос)

 Основы буддистской культуры — 0% (0 голосов)

 Основы иудейской культуры — 0% (0 голосов)

 Такие уроки не нужны — 23% (18 голосов)

 Только как факультативы для желающих — 31% (24 голоса)

Всего голосов: 72