Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
11 апреля 2012, источник: РИА Новости, (новости источника)

Спектакль по МакДонаху покажет пермский театр на «Золотой Маске»

МОСКВА, 11 апр — РИА Новости, Анна Банасюкевич. Спектакль «Безрукий из Спокэна» пермского театра «У моста» по пьесе ирландского драматурга Мартина МакДонаха (Martin McDonagh) покажут в четверг в театральном центре «На Страстном» в рамках фестиваля «Золотая Маска», сообщили РИА Новости в пресс-службе центра.

МакДонах написал эту пьесу во время работы в Голливуде. Там он как режиссер выпустил короткометражку «Шестизарядник» и фильм «Залечь на дно в Брюгге», по собственным сценариям. Обе ленты заслужили высокое мнение критики.

Режиссер «Безрукого…», художественный руководитель и создатель театра «У моста» Сергей Федотов определил жанр спектакля как «психологический коМикс».

«МакДонах всегда придумывает что-то невероятное. В этой пьесе, как мне кажется, предусмотрены разные жанры внутри одного спектакля. Там есть и пародия на фильм ужасов, и пародия на какое-нибудь итальянское кино, и на комедию положений, и на триллер. Поэтому мы решили, что жанр нашего спектакля будет определяться как “коМикс”. От слов “комикс” и “микс” — смесь разных жанров. И все это сплавляется реалистической живой работой артистов, которые попадают в измерения разных жанров», — рассказал РИА Новости Федотов.

Он работает с произведениями МакДонаха уже в пятый раз — Федотов первым в России стал широко и последовательно ставить знаменитого драматурга, выпустив спектакль «Сиротливый Запад» еще в 2004 году. Следующими стали так называемая «линэновская» трилогия («Красавица из Линэна», «Череп из Коннемары» и «Сиротливый запад») и самая известная пьеса МакДонаха из «оранской» трилогии — «Калека с Инишмана». Эти спектакли не раз приезжали на всевозможные российские и международные фестивали, становились призерами и лауреатами. «Калека с Инишмана» в 2010 году стал обладателем «Золотой маски».

Федотов считает, что распространенное мнение о драматурге как о «Тарантино от театра» — в корне неверно, и было бы несправедливо и поверхностно сводить всю уникальность этого автора к отменному «черному» юмору.

«Мне кажется, что МакДонах гораздо шире. В нем есть и философия, и трагизм, и, главное, — человечность. МакДонах — гуманист. Несмотря на то, что “Безрукий из Спокэна” — такой “черный” анекдот, это очень человеческая, пронзительная история. Многие зрители плачут после спектакля, а не только смеются, как это бывает на “черных” комедиях», — поделился он.

«Безрукий из Спокэна» — первая пьеса МакДонаха, действие которой разворачивается в Америке. Вся его драматургия до этого была накрепко привязана к Ирландии — и географией, и менталитетом.

Это история о том, как 50-летний Кармайкл, в юности лишившийся руки в результате нападения хулиганов, всю свою жизнь посвящает поиску отрезанной кисти. Действие разворачивается в небольшом отеле, где главный герой разбирается с парой мошенников, которые пытаются продать ему руку какого-то неандертальца, украденную из музея.

Если в предыдущих пьесах очевидно считывались библейские аллюзии и нравственные коллизии, то в хлестком и пародийном «Безруком…» вся моральная и психологическая сторона скрыта под легкомысленной циничной историей.

«Мы до этого поставили четыре спектакля по работам МакДонаха. Но эта пьеса, родившаяся во время работы в Голливуде, — это совершенно другой мир, другой стиль. В этой пьесе даже в зародыше нет никакой морали. На первый взгляд, она жесткая, страшная, очень пародийная. Но поскольку мы давно живем в мире МакДонаха, мы знаем, что и в этой пьесе свои боль, глубина. Все равно, Кармайкл любит свою маму, и у всех персонажей есть своя любовь. Это обогащает пьесу и выводит ее совершенно на другой уровень — мифологический, философский. Фактически, это трагикомедия», — объяснил Федотов.

МакДонах помещает своих героев в бытовые, нелепые, иногда страшные ситуации. Его пьесам свойственно эпическое и философское осмысление, которое заставляет режиссеров не только выстраивать подробный психологический рисунок взаимодействия героев, но и искать адекватную форму, уходя от бытовой конкретики.

«Каждый раз, берясь за пьесу МакДонаха, мы ищем новую стилистику. Работа всегда начинается с чистого листа. Мы очень внимательно изучаем драматурга, с пьесами которого работаем. У МакДонаха “линэновская” трилогия — это одна история, очень жесткая, там много убийств, крови, ненависти, скандальные диалоги. “Калека с острова Инишмаан” — совсем другая пьеса, она не похожа на “линэновскую” трилогию. В связи с этим и спектакль у нас другой. МакДонах никогда не повторяет стилистику своих пьес, и мы каждый раз разбираемся с этими отличиями», — сказал режиссер.

Театр «У моста» по праву можно назвать авторским. Позиция Федотова заключается в уважении к тексту драматурга, успех его спектаклей связан с внимательным отношением к слову, к личной интонации, к мировоззрению автора. Встретившись на своем творческом пути с каким-то писателем, Федотов и актеры проживают с ним долгие годы.

«У нас в театре идет по три-четыре пьесы каждого автора. В репертуаре — пять спектаклей по Гоголю, три спектакля по Булгакову, три по Достоевскому, три по Шекспиру. Наш театр можно назвать авторским по двум причинам. Во-первых, режиссерский метод, наше направление связано с моим именем — так как я, в основном, ставлю спектакли. И вторая причина в том, что мы каждого автора исследуем досконально. Для меня важно в постановке открыть стилистику, авторский мир, и поэтому наши постановки все очень разные», — поделился Федотов.

Популярность Мартина МакДонаха, ставшего за последние годы одним из самых репертуарных авторов в России, связана еще и с большими возможностями для актеров, которые предлагают его пьесы. Именно в спектаклях по МакДонаху сыграл свои лучшие роли актер Иван Маленьких.

«Пьесы МакДонаха очень актерские. Все основано на артисте, на виртуозной игре. Те яркие и неожиданные характеры, которые он создает в своих пьесах — подарок для актера. В каждой его работе есть несколько ролей, сыграть которые — счастье», — считает режиссер.

По словам Федотова, достигнуть результата можно, занимаясь коллективным творчеством и постепенно выстраивая образ спектакля.

«Мы всегда сочиняем вместе с актерами, мне неинтересно придумывать заранее замысел и его воплощать. Мне интересно сочинять с артистами, и каждый спектакль рождается только из наших совместных идей. Мы сочиняем, хулиганим, колдуем, и возникает результат, который удивляет и меня, и их. Рабочий процесс связан с этюдами, с бредовыми идеями, и только в конце режиссер выстраивает последнюю версию, которая рождалась в период работы с артистами», — заключил Федотов.

Спектакль «Безрукий из Спокэна» был поставлен в марте прошлого года и участвовал в фестивалях: «Волшебная кулиса» (Пермь. «Лучший режиссер», «Лучшая мужская роль молодого артиста»), «Реальный театр» (Екатеринбург), «Ирбитские подмостки» (гран-приз, «За лучшую режиссуру»).