Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
14 апреля 2012, источник: РИА Новости, (новости источника)

Благодатный огонь из Иерусалима доставят в Россию к Пасхе

ИЕРУСАЛИМ, 14 апр — РИА Новости, Ольга Липич. Десятки тысяч христиан со всего мира соберутся в Великую субботу в иерусалимском храме Гроба Господня, на прилегающих улицах и площадях — в ожидании Благодатного огня, который ежегодно возгорается по молитвам православных накануне Пасхи на каменной плите Гроба Господня.

В числе паломников в храме будет находиться и делегация Фонда Андрея Первозванного (ФАП). Она доставит Святой огонь в особых лампадах (изготовленных по образцу «олимпийских») спецрейсом из Иерусалима в Москву, на патриаршее пасхальное богослужение в храме Христа Спасителя, которое начнется около 23.00 мск.

Все желающие также смогут получить частицу Благодатного огня прямо в аэропорту Внуково-1, где самолет со Святой Земли приземлится предположительно в 22.30 по московскому времени.

Кроме того, огонь будут раздавать в течение всей последующей недели (Светлой седмицы) в здании ФАП по адресу: Большая Ордынка, дом 35. «Желающим получить Благодатный огонь необходимо иметь свои лампады», — подчеркнул представитель фонда.

Среди епархиальных центров, в которые предполагается доставить Благодатный огонь в 2012 году: Минск, Рига, Ташкент, Бишкек, Таллин, Баку, Санкт-Петербург, Архангельск, Барнаул, Белгород, Волгоград, Воронеж, Владивосток, Екатеринбург, Иркутск, Кемерово, Кострому, Красноярск, Курск, Липецк, Магадан, Мурманск, Нижний Новгород, Новосибирск, Орел, Пермь, Рязань, Псков, Саратов, Ставрополь, Тамбов, Тула, Чебоксары, Ярославль, Петропавловск-Камчатский, Ростов-на-Дону, Хабаровск, Южно-Сахалинск, Якутск.

Семнадцатого апреля медико-просветительская экспедиция «Рубежи России», организованная при участии ФАП, доставит Благодатный огонь впервые на Курильские острова.

Происходящее в храме Гроба Господня в эту субботу будут транслировать телеканал НТВ и «Радио России».

Паломники за святым огнем

«Почти тысячу лет из России к святым местам стремятся паломники разного происхождения и социального положения. Святая Земля, хранящая живую память о самых важных для христианства и других вероисповеданий событиях, влечет к себе как никакое другое место на планете. Но сегодня она оскверняется насилием и террором. Мы совершаем это паломничество, чтобы помолиться о мире на Святой Земле и принести Благодатный огонь в Россию», — отметил представитель ФАП.

В 1106-1108 годах паломничество в Святую землю совершил черниговский игумен Даниил. Он оставил первое на русском языке описание увиденного, в том числе и чуда схождения Благодатного огня. Кроме того, игумен Даниил возжег лампаду у Гроба Господня «от всей русской земли». По преданию, лампада, которую ежегодно ставят на ложе Гроба Господня в Великую субботу, символизирует именно ту «лампаду Даниила».

Десять лет (с 2003 года) Фонд Андрея Первозванного организует принесение в российскую столицу к Пасхе Благодатного огня в рамках программы «Просите мира Иерусалиму».

В этом году российскую делегацию возглавляют председатель попечительского совета ФАП, президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин и викарий Московской епархии, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря епископ Воскресенский Савва. В состав делегации вошли, в частности, президент ФАП сенатор Сергей Щеблыгин, глава республики Марий-Эл Леонид Маркелов, первый зампредседателя комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергей Попов, директор фонда «Русский мир» Вячеслав Никонов, ректор Московской консерватории Александр Соколов, телеведущий Андрей Малахов.

Храм Гроба Господня

Храм Гроба Господня — священный центр христианства, объединяющего сегодня около трети населения земли. Он сооружен по велению императора Константина Великого и его матери святой равноапостольной царицы Елены в IV столетии нашей эры на месте, где завершился земной путь Иисуса Христа. За свою многовековую историю храм трижды полностью разрушался и восстанавливался заново (последний раз — после пожара 1808 года).

Храм поделен между несколькими христианскими Церквами: большая часть святынь принадлежит Иерусалимской православной церкви, есть также армянский, коптский, сирийский и францисканский приделы.

Самое священное место во всем храмовом комплексе — это часовня над Гробом Господним (Кувуклия). В ней находится каменное ложе (лавица), где покоилось тело Христа после Крестной смерти в Страстную пятницу и до Его Воскресения. Именно здесь появляется Благодатный огонь.

Литания

Самое раннее упоминание о схождении Святого огня в канун Воскресения Христова (Пасхи) датируется IV веком.

Церемония получения Благодатного огня (литания) начинается с раннего утра и состоит из целого ряда ритуалов, включая осмотр и опечатывание Кувуклии. Раньше это делали турецкие стражники, теперь — полиция.

Старшины православной арабской молодежи, сидя на плечах друг у друга и скандируя «нет веры, кроме веры Православной, Христос — истинный Бог», просят Господа даровать верующим Благодатный огонь. Считается, что Спаситель приемлет и такое, несдержанное, по-детски наивное, но чистосердечное обращение.

Внутри храма также проходят торжественные процессии армянского, коптского и сирийского духовенства. Их традиционно сопровождают каввасы — стражники в турецкой форме, которые с древнейших времен нанимались для охраны христианских процессий. По мере продвижения сквозь толпу каввасы стучат специальными посохами о каменные плиты храма. Их действия, наряду с шумным поведением православных арабов, создают неповторимую атмосферу ритуального праздника.

В полдень от Иерусалимской патриархии начинается Крестный ход к Гробу Господню, который завершается перед входом в Кувуклию. В нее вносят большую лампаду, в которой должен возгореться огонь и 33 свечи (по числу лет земной жизни Спасителя).

Иерусалимский патриарх традиционно входит внутрь Кувуклии в одном полотняном подряснике — чтобы было видно, что он не проносит с собой в пещеру спички или что-либо еще, при помощи чего можно добыть огонь. Затем вход в часовню опечатывают — и наступает напряженная тишина в ожидании схождения Благодатного огня.

В народе существует предание: если огонь не сойдет, это станет ужасным предзнаменованием для всего человечества, а те, кто находится в храме, погибнут.

Как правило, ожидание чуда длится от нескольких минут до нескольких часов. На это время в храме гасится свет. Держа в руках незажженные пасхалы (большие праздничные свечи), присутствующие молятся, каются в своих грехах и просят Господа даровать Благодатный огонь.

Некоторое время спустя в храме появляются необъяснимые всполохи света, которые как бы стекают по стенам и колоннам вниз, а из отверстия в куполе храма на Гроб Господень опускается вертикальный широкий столб света.

Вскоре в Кувуклии появляется Благодатный огонь, о чем радостными возгласами свидетельствуют стоящие рядом с ней верующие, выходит патриарх Иерусалимский и передает огонь (от свечи к свече) собравшимся в храме. Верующие, стоящие в первых рядах, зажигают свои свечи — и огонь молниеносно передается от одного человека другому. Иногда, по свидетельствам очевидцев, лампады и свечи в руках молящихся загораются сами собой.

Большинство держат в руках по несколько свечей, каждая из которых подобна факелу, — так что вскоре весь храм начинает буквально сиять огнем. Людей охватывает эйфория — и многие умываются Благодатным огнем. Примечательно, что первое время огонь этот обладает удивительным свойством — он не обжигает.

Чудо или нет?

Благодатный огонь символизирует нерукотворный свет Воскресения Христова, о котором говорил еще апостол Петр. Огонь возгорается ежегодно именно в канун православной Пасхи, по молитвам именно православного духовенства (патриарха Иерусалимского) и тысяч паломников в храме Гроба Господня.

Мусульмане также признают божественную сущность огня, природа которого до сих пор не объяснена наукой. Они присутствуют в иерусалимском храме Гроба Господня вместе с христианами и уносят частицы Благодатного огня домой.

В то же время, в обществе не утихают споры о том, является ли схождение Благодатного огня ежегодным чудом или просто традиционным пасхальным религиозным обрядом Иерусалимской церкви. Так, мощнейшую волну публикаций на эту тему в преддверии Пасхи 2008 года вызвал тот факт, что патриарх Иерусалимский Феофил III в беседе с российскими журналистами о схождении Благодатного огня говорил об этом явлении как о церемонии и не произнес слова «чудо».

По словам председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина, физическая природа этого явления, «возможно, нуждается в дополнительном исследовании», и некоторые ученые в наши дни эту природу исследуют и приходят к «очень интересным выводам», свидетельствующим о том, что явление это «необычное, чудесное».

Первый зампредседателя Учебного комитета Русской православной церкви, настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ протоиерей Максим Козлов и председатель Информационного отдела Московского патриархата Владимир Легойда считают, что схождение огня в храме Гроба Господня ежегодно напоминает о чуде Воскресения Христова, и верующие вольны воспринимать его как знак или как чудо.

«Сошествие Благодатного огня в Иерусалиме, в главном храме всего христианского мира, в том месте, где произошло чудо Воскресения Господа нашего Иисуса Христа — это образ, который восходит к первообразу. Это экстраординарное, сверхъестественное или близкое к сверхъестественному событие, которое имеет значение не само по себе, а как напоминание того, что Господь воскрес, и преодолеваются законы природы», — сказал настоятель университетского храма на онлайн-конференции в РИА Новости в преддверии Пасхи.

Он назвал доброй установившуюся в последние годы традицию принесения Благодатного огня в храмы России.

«Чудо, в отличие от научных выводов, не обладает насильственным характером. Человек всегда волен принимать что-то как действия Бога, либо не принимать. Для меня как раз существующие сомнения в том, что там происходит в храме Гроба Господня, и есть еще одно подтверждение подлинности чуда, потому что чудо всегда свободно. Ты всегда свободно принимаешь это или не принимаешь», — отметил глава Информотдела РПЦ Владимир Легойда.