Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
16 апреля 2012, источник: РИА Новости, (новости источника)

«Короли» и «тузы» современного театра: «Золотая маска» подводит итоги

МОСКВА, 16 апр — РИА Новости, Анна Банасюкевич. Имена победителей театрального фестиваля «Золотая Маска» объявят в понедельник на церемонии в Большом театре; по мнению театроведов, выбрать лучших на этот раз будет особенно сложно — ведь большинство номинантов — это «колода из королей и тузов»

Фестиваль «Маска», основной смотр и конкурс спектаклей, вышедших в театрах России за прошлый сезон, проходит уже в восемнадцатый раз. За это время в структуре и программе фекстиваля многое менялось, появлялись специальные программы, устраивались семинары и творческие встречи. В этом году «Маска» длилась больше месяца. Теперь, когда фестиваль заканчивается, интересно поговорить о том, какие наметились тенденции.

«Новая пьеса» и акцент на пластику

«Самые для меня интересные режиссерские интерпретации были в балете — как в классическом, так и в современном. По-моему, впервые на “Маске” так много балетных спектаклей, что подтверждает тенденцию, о которой так широко говорят, — о движении театра от слова к пластике. Для меня самым безукоризненным спектаклем стал балет Прельжокажа. В последние годы наиболее глубокая и талантливая режиссура — это режиссура балетмейстерская», — считает театровед, профессор ГИТИСа Алексей Бартошевич.

Помимо конкурсной программы, «Маска» представила еще несколько традиционных спецпроектов. Это «Russian Case», в рамках которой зарубежные специалисты в области театра могут посмотреть наиболее интересные российские спектакли; «Маска Плюс», состоящая из спектаклей, не вошедших в конкурс, но показавшихся экспертному совету достойными участия в фестивале; «Новая пьеса» — программа, традиционно знакомящая публику с новым театром, с тем, что происходит в области современной драматургии. Особым подарком для столичных театралов стал приезд польского гуру Кристиана Люпы с двумя спектаклями своей знаменитой трилогии — «Персона. Мэрилин» и «Персона. Тело Симоны».

«Для меня фестиваль гораздо больший смысл имел своей внеконкурсной программой. “Новая пьеса” позволяет размышлять о тенденциях, об изменении отношений между публикой и сценой», — говорит театральный критик, доцент ГИТИСа Алена Карась.

Больше месяца театралы жили в напряженном ритме — программа «Маски» была настолько насыщена, что в некоторые дни приходилось выбирать, куда именно пойти: музыкальные, драматические, кукольные спектакли шли одновременно на разных площадках Москвы.

«Короли» и «тузы», «генералы» и «лейтенанты»

«Я бы не хотела оказаться в жюри этой “Маски”. То есть, я не могла бы выбрать между Додиным, Могучим, Карбаускисом, Бутусовым: ни один здравый театральный человек, будучи в уме, не может выбрать что-то одно, а в этом году тем более: нынешние номинанты — это колода королей и тузов, пасьянс из них не раскладывается», — говорит главный редактор «Петербургского театрального журнала», профессор СПбГАТИ Марина Дмитревская.

В конкурсную программу фестиваля экспертный совет отобрал 17 спектаклей. Как обычно бывает с любым конкурсом, здесь не обошлось без обсуждений и споров: какими бы профессиональными не были эксперты, к любому отбору можно предъявить претензии.

«Прекрасный кировский спектакль Павловича “Видимая сторона жизни” по стихам Шварц с отличной актрисой Савицкой просто тихо убрали из номинации. Почему? Потому что актриса забеременела и не могла играть весной. Но ровно в такой же ситуации и по тем же причинам оказались додинские “Три сестры” (уже можно поздравить Елизавету Боярскую с сыном!). И их жюри отсмотрело заранее! А ехать в Киров?… К генералам и лейтенантам у “Маски” совершенно разное отношение. Так быть не должно», — говорит Марина Дмитревская.

С другой стороны, неизбежно встает вопрос об открытости фестиваля и театрального сообщества в целом к новому и радикальному.

«Нельзя не отметить некоторый традиционный консерватизм и инерционность театрального сообщества, в целом, и институции “Маски”, в частности. Спектакли, представленные в конкурсе, это, по большей части, классические постановки, в которых существуют привычные отношения между режиссером и зрительным залом. Радуют и приятно изумляют те спектакли, которые нарушают эти нормы. Например, спектакль Андрея Могучего “Счастье” или “Чайка” Юрия Бутусова», — говорит театральный критик, преподователь ГИТИСа Алена Карась.

Талантливая провинция

Что касается региональных спектаклей, в конкурсе «Маски» участвовало четыре работы — из Перми, Омска, Екатеринбурга и Барнаула. Пермский театр «У моста» привез очередного Макдонаха, Екатеринбургский ТЮЗ показал спектакль питерского режиссера Григория Дитятковского «Без вины виноватые», спектакль молодого режиссера Романа Феодори «Мамаша Кураж», поставленный в Барнаульской драме, с большим успехом прошел на основной сцене МХТ.

«Я под большим впечатлением от работы Дитятковского в Екатеринбургском ТЮЗе. Я думаю, что вряд ли кто-то до него ставил эту пьесу про то, что Кручинина уходит в театр в момент своего стресса. Спектакль отчасти повторяет замысел Бутусова о театре как о Голгофе. “Графство Осейдж” — это классические уступки экспертного совета программе из провинции. Работа сделана качественно, но, по сути, это обыкновенная театральная жвачка. Выдвижение спектакля “Мамаша Кураж и ее дети” это, на мой взгляд, правильное решение экспертного совета. Его успех в Москве на престижной и сложной сцене МХТ очевиден. Вообще, в целом, у меня не было ощущения существенного разрыва между Москвой и провинцией, особенно это касается актерских работ», — говорит Алена Карась.

Как распределятся награды, станет известно вечером, но весь этот месяц тетральные люди тасовали в уме обширный список номинантов, пытаясь выделить фаворитов и предположить, кому же достанутся «Маски». Скорее всего, как часто это бывает, настоящие претнденты на «Маску» — из Питера и Москвы.

«Я не видела не-столичных спектаклей, показанных на “Маске”, но я всегда глубоко сочувствую театрам из регионов: они ищут деньги на поездку, что в их условиях непросто, на такие суммы можно и спектакль сделать, потом они едут, играют… чтобы получить тумаки и шишки московской критики, как правило, снобистки указывающей им на их провинциальность, допотопность, отдаленность от европейских тенденций», — говорит Марина Дмитревская.

Фавориты. Трудности выбора

Всего претендентов на звание лучшего режиссера-2012 — 15 человек, среди которых такие мэтры, как Лев Додин, Эймунтас Някрошюс и Валерий Фокин, и молодые режиссеры — Дмитрий Егоров, Роман Феодори. Театральные гуру называют нескольких фаворитов этой фестивальной гонки.

«Если бы решение зависело от меня, я бы выбрал “Три сестры” Льва Додина. Я считаю, что это одно из самых замечательных театральных событий последних лет. Мне жаль, что спектакль недооценили, особенно молодая критика. По-моему, на “Маске” не было ничего равного, что можно было бы сопоставить с этим спектаклем. Еще “Чайка” Юрия Бутусова — замечательный по свободе, по театральной силе, по степени погружения в мир игры спектакль. В нем есть театральная ярость, от которой мы отвыкли. Для меня это кандидат номер два на “Маску”, — говорит Алексей Бартошевич.

“Нет очевидных фаворитов, жюри будет сложно. Кажется, мы, к счастью, уже миновали тот этап, когда все, что не сделал бы Додин, признавалось гениальным. Надеюсь, такого персонального подхода больше не будет. В большой форме фаворитом, наверное, можно назвать „Чайку“ Бутусова. По крайней мере, в актерской женской номинации у Агриппины Стекловой огромные шансы”, — считает Алена Карась.

“Я бы вообще отменила давно награды и сделала „Маску“ просто фестивалем. А сейчас, мне кажется, „Масками“ не обнесут Додина, Могучего и Бутусова. Это я просто предполагаю… И в случае любого решения — камень не кину. Здесь нельзя выбрать”, — говорит Дмитревская.

Малая форма и эксперимент

Но если в большой форме “Чайка” Юрия Бутусова, имея очень сильных соперников, вроде спектакля Евгения Арье “Враги: история любви” или уже упоминавшегося Додина, все же кажется весьма возможным победителем, то в номинации “Малая форма” ситуация менее ясна. Здесь сражаются семь спектаклей, в том числе “Пять вечеров” в постановке Виктора Рыжакова (театр “Мастерская п/р П. Фоменко), „Брат Иван Федерович“ Сергея Женовача, „Три сестры“ Льва Эренбурга и другие.

„Что касается ‘малой формы’ можно предположить, что спектакль ‘Пять вечеров’ имеет шансы на победу. Это мило, тонко, при этом современно, у спектакля много достоинств. Но кто знает“, — говорит Алена Карась.

Другой из года в год обсуждаемой проблемой является номинация „эксперимент“, призванная отразить новейшие тенденции в театре, но при этом как будто разбивающая единое театральное поле. Более того, в эту номинацию на протяжении нескольких лет попадают одни и те же — театры, названия которых давно стали мировыми брендами.

„Эксперимент“ превратился в резервацию для старорежимных образований, которые последние несколько десятков лет занимаются чем-то, не похожим на традиционный театр — „DEREVO“, АХЕ. Хотелось бы, чтобы появлялись новые имена в этой номинации — например, туда мог бы попасть „Хозяин кофейни“ Дмитрия Волкострелова из Петербурга. Хорошо, что включили „Зажги мой огонь“ Театра.Doc. Думаю, что через несколько лет номинацию „эксперимент“ все же отменят. Новый театр должен на равных с мэтрами участвовать в конкурсе”, — говорит Карась.

“Всякий раз возникает бурный спор по поводу „эксперимента“. Будь я в жюри, я бы не присудил бы эту „Маску“ никому”, — говорит театровед Алексей Бартошевич.

Зеркало театральной жизни

“Маска” с ее особенностями развития, достижениями и несовершенствами, во многом отражает театральную российскую ситуацию в целом. Ситуацию, связанную с неравномерностью развития центра и регионов, с проблемами системы управления государственными театрами, с трудным вхождением нового в консервативную, во многом, среду. И тем не менее, конкурсная программа “Маски” 2012, серьезная конкуренция не только в режиссерской, но и актерских номинациях, показала, что российский театр в самых сильных своих проявлениях способен на высокое качество и современную интонацию разговора со зрителем.

“Маска показала, что существует тенденция к тому, чтобы театр становился умнее. Это видно по спектаклям Бутусова, Дитятковского, Могучего. В целом, все хорошие и качественные работы. Другое дело, что новых сюжетов и тем в традиционном театре появляется немного, но это медленный процесс. Все-таки появляется театр посложнее”, — считает Алена Карась.

Почему комментарии платные?

Уважаемый читатель!

Мы ввели платную подписку на комментарии, чтобы удерживать общение пользователей в уважительном русле, исключив оскорбления, провокации, ненормативную лексику, а также спам, флуд и другие виды неконструктивного диалога. Чтобы добавлять собственные комментарии, необходимо оплатить подписку.