Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
17 апреля 2012, источник: РИА Новости, (новости источника)

Театральный фестиваль «Золотая маска» завершился в Москве

МОСКВА, 17 апр — РИА Новости, Анна Банасюкевич, Наталия Курова. Церемония награждения национальной театральной премии «Золотая Маска» прошла на основной сцене Большого театра.

Главный российский театральный фестиваль проходит восемнадцатый раз, традиционно приковывая к себе внимание не только профессиональной общественности, но и широкой аудитории поклонников сценического искусства.

Фестиваль «Золотая Маска» длился больше месяца, предоставляя всем заинтересованным возможность увидеть лучшие драматические и музыкальные спектакли, выпущенные в театрах России в прошлом сезоне. Помимо этого, «Маска», по праву считающаяся не просто конкурсом, но и крупномасштабным форумом, в рамках специальных, внеконкурсных программ, представила много спектаклей, не соревновавшихся за премии, но показавшихся интересными явлениями экспертному совету.

В основном конкурсе «Золотой Маски» насчитывается тридцать основных номинаций, охватывающих собой искусство балета, опера и драмы в самых различных его проявлениях — консервативных и новаторских. Результаты «Золотой Маски» всегда интрига — по сути, выбор жюри демонстрирует официальную позицию профессионального сообщества. Нынешняя «Золотая маска» показала, что фестиваль готов к эксперименту, внимателен к новому, пусть и не всегда равному по своему совершенству традиционным образцам.

Вручение премий

Сама церемония была достаточна компактна, стильна и стремительна: ведущие — балерина Ульяна Лопаткина и солист Мариинки Ильдар Абдразаков методично объявляли номинации и вручавших, лишь изредка церемония прерывалась на музыкальные номера.

Первые номинации придали торжественному статусному мероприятию вкус интриги и волнующей неожиданности — в жанре «мюзикл / оперетта» в итоге не было вручено ни одной «Маски». Первыми своими решениями жюри дало понять, что не пойдет на вежливые компромиссы, решившись обнаружить проблему в сегодняшней театральной ситуации.

После мюзикла дошла очередь до балета и современного танца. Здесь подобных неожиданностей, к радости зала, уже не случалось. Фаворитом стал спектакль «Русалочка» Музыкального театра К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, получивший две «Золотые маски»: за главную роль премировали Анну Хамзину, а лучшим дирижером стал Феликс Коробов. Премия за лучшую мужскую роль в балете досталась Денису Савину за спектакль «Herman Schmerman» Большого театра, а среди хореографов победил Мауро Бигонцетти («Cinque» Большого театра). В номинации «лучший спектакль» Театр Станиславского и Немировича-Данченко обошел Большой, получив премию за спектакль «За вас приемлю смерть», зато Большому досталось еще три «Маски» в области музыкального театра: композитору (Леонид Десятников, «Утраченные иллюзии»), художнику по костюмам (Жером Каплан, «Утраченные иллюзии») и художнику по свету (Дамир Исмагилов, «Золотой петушок»). Забегая вперед, надо сказать, что Исмагилову досталась еще одна «Маска», уже в драме — за работу над спектаклем театра «Современник» «Враги: история любви». Подобная ситуация подтвердила давно известный факт: художник по свету — уникальная профессия в сегодняшнем российском театре, из года в год, фактически, эти премии по праву получают все те же несколько человек.

В современном танце, где было лишь два претендента на «Маску», победу одержал спектакль «Punto di fuga», совместная работа компании «Диалог Данс» из Костромы и компании «Zerogrammi» из итальянского Турина.

В оперном жанре претенденты на «Маску» соревновались в пяти номинациях, и здесь фаворитом можно назвать спектакль «Сказки Гофмана» Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Опера была признана лучшим спектаклем, а «Маску» в номинации «дирижер» получил Евгений Бражник. Лучшей исполнительницей женской роли в опере стала Альбина Шагимуратова за роль Лючии в спектакле «Лючия ди Ламмермур» Татарского театра оперы и балета им. М. Джалиля, в номинации «мужская роль» отметили Уилларда Уайта за спектакль Мариинского театра «Сон в летнюю ночь», а в режиссерской номинации победил Георгий Исаакян, работающий в спектакле «Любовь к трем апельсинам» Детского театра им. Н. Сац. Лучшим художником музыкального спектакля стал Зиновий Марголин, оформивший спектакль «Мертвые души» Мариинского театра.

Специальными премиями музыкального жюри, которое в этом году возглавляла ректор ГИТИСа К. Мелик-Пашаева, были отмечены спектакль Пермского театра оперы и балета «Видеть музыку», художники, ученики Дмитрия Крымова Валентина Останькович и Филипп Виноградов, оформившие спектакль театра им. Н. Сац «Любовь к трем апельсинам», и Ильгам Валиев, исполнивший роль принца в спектакле с таким же названием, только поставленном в Екатеринбургском театре.

Своеобразной связкой между музыкальным и драматическим театром на церемонии «Золотой маски» стало вручение награды в номинации «Эксперимент». Эту позицию в перечне номинаций «Маски» часто называют спорной. Многим кажется, что новаторскому, авангардному театру давно пора соревноваться наравне с теми, кто участвует в основном конкурсе. Тем более, зачастую в «эксперимент» записывают тех, кто творит в определенном, авангардном, но ярко-выраженном ключе многие годы. В этом году в номинации участвовали такие ветераны «эксперимента», как АХЕ и «DEREVO». Поэтому вполне закономерным показалось решение жюри, присудившего премию спектаклю Театра.Doc «Зажги мой огонь». Документальный спектакль, сочиненный молодой командой — режиссером Юрием Муравицким, драматургом Сашей Денисовой и компанией актеров театра — действительно, необычное явление не только на фоне традиционного театра, но и для самого Docа. В спектакле, сделанного в технологии «вербатим», озвученном мелодиями Джима Моррисона, Джими Хендрикса и Дженис Джоплин, смешивающем личные высказывания актеров с фактами биографий рок-звезд, явно ощущаются поиски нового театрального языка. Правда, вручавший премию Олег Кулик внес оживление в зал, заявив, что с особой радостью вручил бы эту премию скандально-известной группе «Pussy Riot».

В театре кукол в этом году соревновались только три спектакля, два из них — «Удивительное путешествие кролика Эдварда» из Челябинска и «Вероятно, чаепитие состоится» (по мотивам Л. Кэрролла) питерского театра-студии «Karlsson Haus» и разделили между собой три «Золотые маски». Лучшим спектаклем стала работа из Санкт-Петербурга, а лучшими художником и режиссером были признаны соответственно Захар Давыдов и Александр Борок, сочинившие челябинский спектакль.

Отделяя кукольные номинации от драматических, вручили традиционные премии «За поддержку театрального искусства». На этот раз были отмечены губернатор Томской области Виктор Кресс и холдинг «Евроцемент груп».

Традиционно, ближе к финалу объявили победителей в драматическом конкурсе. В этом году их вручали актеры Людмила Максакова и Игорь Гордин. Прошлый сезон, по крайней мере, для Москвы, был довольно удачным — спектаклей, вызвавших заметный отклик, было немало. На конкурс «Маски» привезли еще несколько серьезных претендентов на премию из Санкт-Петербурга, а также четыре спектакля из регионов. Конкуренция была жесткая; жюри, наверняка, было непросто. Но, оценивая результаты, можно сказать, что жюри пошло по непростому пути, поддержав спектакли, не завоевавшие однозначного одобрения. Скорее, победителями стали те, кто вызывали особо ожесточенные споры. И, в первую очередь, здесь можно назвать спектакль Кирилла Серебренникова «Отморозки», одно попадание которого в конкурс повлекло недовольство некоторой части профессионального сообщества. «Отморозки», победившие в номинации «спектакль малой формы», поставлены Серебренниковым с его учениками, студентами школы-студии. Молодые актеры играют своих ровесников — героев романа Захара Прилепина, молодых нацболов. Спектакль, неровный и неоднозначный по своим художественным достоинствам, важен для общетеатрального процесса. Может быть, впервые на сцене появились герои, зазвучали разговоры, которые давно уже освоены и исследованы в новейшем кино и литературе, но до сих пор избегались консервативным искусством театра. Возможно, для решения жюри был важен еще и тот факт, что Кирилл Серебренников, один из наиболее заметных режиссеров последнего десятилетия, до сих пор был обойден основными номинациями «Маски», не считая специального приза в 2006 году. Забирая приз, Серебренников сказал, что посвящает его тем, кто борется за свободу на площадях и выразил уверенность, что справедливость восторжествует.

«Маски» за лучший спектакль большой формы и за работу режиссера, как многие предполагали разошлись между двумя яркими, вызывающе экспериментальными, рискованными работами — «Счастьем» Андрея Могучего (Александринский театр) и «Чайкой» Юрия Бутусова в «Сатириконе». Без «масок» остались Лев Додин, Миндаугас Карбаускис, Лев Эренбург и другие известные режиссеры.

Без неожиданностей не обошлось в актерских номинациях. Если «Маску» Евгения Миронова за роль Калигулы в спектакле литовского классика Някрошюса еще можно было предвидеть, то премию актрисы Екатеринбургского ТЮЗа Светланы Замараевой еще долго обсуждали в кулуарах после завершения церемонии. Ей «Маска» досталась за сложную роль Кручининой в спектакле Григория Дитятковсого «Без вины виноватые». Лучшим художником, тоже достаточно предсказуемо и очевидно заслуженно, стал Александр Шишкин за грандиозное оформление, которое скорее можно назвать соавторством, спектакля «Счастье» Андрея Могучего.

Специальные премии драматического жюри вручали председатель Римас Туминас и театральный критик Елена Ковальская. На этот раз «Маски» достались молодому режиссеру Роману Феодори, поставившему пьесу Брехта «Мамаша Кураж и ее дети» в Барнаульской драме за освоение большой сцены, и спектаклю «Современника» «Враги: История любви» за «доброту и человечность», как сформулировал Туминас. Приз театральной критики достался балету Большого театра «CHROMA» в постановке Уэйна МакГрегора.

Как обычно, к финалу вручили премии, о которых было известно заранее. Польский режиссер Кшиштоф Варликовский вышел за «Маской» за лучший зарубежный спектакль, показанный в России в прошлом сезоне. Таковым назвали спектакль «(А)поллония», который режиссер поставил в Новом театре в Варшаве.

Закрывали «Маску»-2012 вручением почетных премий «За выдающий вклад в развитие театрального искусства». Каждый год лауреатами этой номинации становятся люди, многие годы преданно и ревностно служащие искусству сцены. В этом году президент фестиваля Георгий Тараторкин и актриса Ирина Пегова под стоячие овации зала вручили эти особенные «Маски» актеру Калужского драматического театра Михаилу Пахоменко, выдающемуся театральному художнику Эдуарду Кочергину и режиссеру Петру Фоменко (Петр Наумович не смог прийти на церемонию, приз получал директор театра).

Под выступление Московского государственного академического хора под руководством Владимира Минина и Оркестра Большого театра под управлением Михаила Татарникова занавес Большого театра закрылся. Восемнадцатый фестиваль «Золотая маска» завершился, оставив широкое поле для обсуждений и дискуссий. Через год, в марте «Маска» опять соберет в своей программе наиболее интересные спектакли текущего сезона. Экспертный совет уже работает.

Почему комментарии платные?

Уважаемый читатель!

Мы ввели платную подписку на комментарии, чтобы удерживать общение пользователей в уважительном русле, исключив оскорбления, провокации, ненормативную лексику, а также спам, флуд и другие виды неконструктивного диалога. Чтобы добавлять собственные комментарии, необходимо оплатить подписку.