Одним звонком настроили смс-переадресацию: как сибирячка избавилась от кредита в миллион рублей, взятого мошенниками

Жертва мошенников из Иркутска через суд избавилась от незаконного кредита в миллион рублей.

Источник: Комсомольская правда

Кредит на миллион рублей обнулен! Этих слов 59-летняя жительница Иркутской области Зинаида Суханова (имя изменено по просьбе героини — прим. Ред.) уже и не надеялась услышать. Целый год она моталась по судам, чтобы доказать: в огромный долг залезла не по своей воле, это дело рук мошенников, подключивших ей смс-переадресацию… К счастью, дело разрешилось в ее пользу. Как женщине удалось отстоять свои права — в материале КП-Иркутск.

«Заканчивается договор обслуживания сим-карты».

Эта история началась в июле 2022 года. Тогда Зинаиде позвонил мужчина и представился менеджером компании-оператора сотовой связи. Сказал, якобы у нее заканчивается договор обслуживания сим-карты, и предложил продлить. Не чувствуя подвоха, пенсионерка согласилась. После этого разговора ее попросили набрать на телефоне определенную комбинацию цифр, чтобы оставаться на связи.

— После этого мама заметила, что перестала получать СМС-уведомления от банка, когда делала покупки. А потом и вовсе не смогла зайти в мобильное приложение банка, — рассказывала КП-Иркутск дочь Зинаиды Сухановой. — Мы обратились к оператору сотовой связи. Выяснилось, что к ее номеру подключена полная переадресация сообщений!

Функцию отключили, но мобильное приложение банка все равно не работало. Оказалось, что личный кабинет Зинаиды Сухановой был заблокирован из-за подозрительной активности.

— Позже нам сообщили, что на маму оформлена кредитная карта на 100 тысяч рублей, кредит на 695 тысяч и страховка к нему на 124 тысячи. Кроме того, мошенники сняли со счета личные накопления — около 200 тысяч. За один день она потеряла больше миллиона рублей!

Взяли кредит с помощью «Госуслуг».

Скорее всего, мошенникам удалось провернуть эту схему, взломав личный кабинет Зинаиды Сухановой на «Госуслугах». Чтобы войти в аккаунт, вместо логина и пароля (мало ли, вдруг забыли) пользователи могут ввести номер телефона и запросить СМС с одноразовым кодом. Вводите его, придумываете новый пароль и сервисом снова можно пользоваться.

Вот только на телефоне сибирячки была настроена переадресация сообщений и СМС с кодом, вероятно, получили мошенники! А номер женщины, им, конечно, уже был известен. Получив полный доступ к личным данным пенсионерки, они в режиме онлайн и оформили на ее имя займы.

Зинаида Суханова была в шоке. За всю свою жизнь, она, ветеран труда Иркутской области, отработавшая 40 лет и уже вышедшая на пенсию, никогда не влезала в кредиты… Семья обратилась за помощью к юристам.

— Мы написали обращение в полицию по факту мошеннических действий. Но подобных дел много, все они довольно сложные, — рассказывает юрист Зинаиды Сухановой Александр Гранкин. — Поэтому мы в то же время подали иск в Свердловский районный суд, чтобы мою клиентку освободили от незаконного долгового бремени. Мы собрали доказательства того, что займы взяли мошенники.

Так, Зинаида Суханова заказала выписку со счета в банке. Там было указано, что заемные деньги с карты утекли на реквизиты двух неизвестных ей мужчин, живущих в Кемеровской области. А справка от компании-оператора сотовой связи показала, к какому номеру была подключена СМС-переадресация. Получателем сообщений оказался еще один незнакомец из того же региона. При том что сама жертва находилась в Иркутской области. Еще одно доказательство, что кредиты оформляли мошенники, семье предоставили в банке: оказалось, что финансы с карты были сняты в трех разных банкоматах Кемеровской области! Информацию об этом передали в полицию.

«Уже смирилась с тем, чтобы выплачивать чужой кредит».

Как поясняет Александр Гранкин, обычно позиция финансового учреждения в таких случаях однозначна — вина полностью на клиенте, ведь документы оформлены надлежащим образом. Вот и в этом случае представители банка в суде делали упор на то, что кредитный договор подписан с помощью цифровой подписи Зинаиды Сухановой, а, значит, формально все законно и отмене не подлежит.

— Сотрудников банка не убедило даже то, что заведено уголовное дело и моя клиентка признана потерпевшей, — рассказывает юрист. — Суд первой инстанции также не убедили все эти факты и доводы.

В конце сентября 2023 года сибирячке отказали в иске.

— На тот момент разбирательства длились почти целый год, и мама очень сильно переживала. Не спала ночами, лежала в больнице, чтобы восстановить нервную систему. Кроме того, днем и ночью ей стали названивать коллекторы. Мама уже свыклась с мыслью, что придется платить по кредиту, а это около 20 тысяч рублей в месяц. То есть вся ее пенсия…

Однако руки они не опустили. Подали апелляционную жалобу в Иркутский областной суд. И… там предыдущее решение отменили! Зинаиду Суханову освободили от кредита и страховки, а также присудили компенсацию морального вреда: финансовое учреждение выплатило ей 50000 рублей.

— Это исключительный случай, — подытоживает юрист. — Обычно если даже областной суд отменяет решение первой инстанции, то дело отправляется обратно на рассмотрение. Чаще всего потерпевшим все же приходится выплачивать незаконно оформленные кредиты, либо проходить процедуру банкротства. Но здесь поставлена точка! Хотя в течение трех месяцев банк может обжаловать решение. Ждем, что будет дальше.

Почему Областной суд встал на сторону пенсионерки? Юрист предполагает, что второй раз дело рассмотрели более тщательно и отнеслись к нему не формально. Собранные доказательства подтвердили то, что Зинаида действительно пострадала от действий мошенников. Объяснение своего решения суд предоставит в постановлении. Его Зинаида Суханова получит уже на днях. Кстати после случившегося она больше не доверяет звонкам от незнакомцев.