Ставка на студентов. Почему Самара остаётся космической столицей России

Ракета-носитель, которая вывела в космос Юрия Гагарина, была сделана на самарском заводе.

Жители Самары по праву гордятся почётным статусом космической столицы России, ведь освоение космоса начиналось на ракетах, собранных на куйбышевском заводе. Именно самарская ракета-носитель вывела в космос первый пилотируемый корабль с Юрием Гагариным на борту.

Как Самара стала «космической».

За несколько десятилетий статус Самары не поменялся. Сегодня ракетно-космическая отрасль по-прежнему остаётся в числе неоспоримых конкурентных преимуществ региона. Здесь производят и ракеты, и двигатели, и различные спутники, в том числе дистанционного зондирования Земли. И специалистов для этих высокотехнологичных предприятий готовят тоже здесь.

Становление космической столицы началось в 1958 году. Постановлением Совета Министров СССР было принято решение о начале производства межконтинентальных баллистических ракет Р-7. Именно тогда в нашем городе появился филиал ОКБ № 1, который потом станет называться Центральным специализированным конструкторским бюро (ЦСКБ) «Прогресс». Для организации конструкторского отдела в Куйбышев направляют Дмитрия Козлова — заместителя Сергея Королёва.

Предприятие за год освоило производство ракет и начало поставлять их на вооружение Советской Армии. Позже на базе «семерки» были разработаны ракеты-носители «Восток», «Молния», «Восход» и «Союз». За 40 лет было их построено около 1700 экземпляров.

В 2001 году в Самаре даже установили ракету, которая сразу стала символом города и его космической промышленности. Памятник представляет собой настоящую ракету Р-7 высотой 68 метров и весом 20 тонн. Летательный аппарат был изготовлен в 1984 году на заводе «Прогресс» как образец для тренировки боевых расчётов в Плесецке.

В 1999 году её подарили заводу, после чего сняли лишнее оборудование и сделали из неё памятник. Однако бытует мнение, что ракета была подарком вовсе не заводу — её преподнесли на 80-летней юбилей генеральному конструктору «ЦСКБ-Прогресс» Дмитрию Козлову.

Быть инженером престижно.

За последние 2−3 года в Самарских ВУЗах значительно увеличился конкурс на инженерное направление. Сегодня престижно быть инженером или конструктором — специалисты в области ракетно-космических систем, двигателестроения, авиационных систем, электроники, эксплуатации ракетной и авиационной техники становятся все более востребованными.

Предприятия активно присылают запросы не на менеджеров, а на распределение к ним именно инженеров. В университетах региона студенты авиационного профиля давно изучают сквозное компьютерное моделирование, проектирование, потому выпускники хорошо подготовлены и быстро адаптируются в любой сфере деятельности. Что касается трудоустройства, то в Самарской области этот показатель один из самых высоких в стране — 95−100%.

Инженеры-конструкторы, инженеры-технологи — люди этих профессий не всегда известны, но они создают то, без чего ни один космонавт не сможет полетать в космос. 108 минут на орбите принесли Юрию Гагарину мировую славу. А про тех, кто был рядом и потратил несколько лет своей жизни на создание космического аппарата, никто не знал. Например, о достижениях Сергея Королёва люди узнали уже после его смерти, когда его личность была рассекречена.

И сейчас Самара не теряет статуса космической столицы России. На заводе «Кузнецов» производят двигатели для ракет-носителей «Союз» и «Союз-2». Двигатель с самарского завода, в том числе, был установлен на ракете, которая вывела на орбиту корабль с первым в мире космонавтом Юрием Гагариным.

Ракетно-космический центр (РКЦ) «Прогресс» производит ракеты-носители семейства «Союз», которые используют для выведения на орбиту искусственных спутников Земли и автоматических межпланетных станций, а также для обеспечения экспедиций на Международную космическую станцию (МКС). Также предприятие производит космические аппараты, предназначенные для дистанционного зондирования Земли и для фоторазведки. Примером такого аппарата служит спутник «Аист-2Д», который стал итогом совместной работы конструкторов и специалистов РКЦ «Прогресс» и учёных Самарского университета.

Сейчас в регионе многие учёные, инженеры и повара неустанно трудятся над созданием специализированного питания для космонавтов. Тубы, ставшие символом космического питания, уходят в прошлое. В настоящее время пища в основном сублимирована и расфасована по пакетам из полимерных материалов. На факультете пищевых производств СамГТУ специалисты работают над собственной технологией сублимационной сушки. Эксперименты проводятся с овощами и фруктами.

Люди космоса.

Самыми известными «людьми космоса», чьи имена непосредственно связаны с Самарой, пожалуй, являются Олег Кононенко и Сергей Королёв.

Олег Кононенко — Герой России, лётчик-космонавт. В начале своей карьеры он работал инженером, а затем ведущим инженером конструктором в 501-м отделе Центрального специализированного конструкторского бюро (ЦСКБ) в Куйбышеве (ныне РКЦ «Прогресс») и создавал космические аппараты. Но все мечты будущего космонавты были лишь о космических полётах. В своих интервью Олег Дмитриевич не раз признавался, что с детства мечтал о космосе. «Это была моя мечта, я родился с ней и никогда не представлял себя никем, кроме как космонавтом», — отмечал он.

И удача улыбнулась ему. В то время отбирался отряд космонавтов. Правда, брали только военных летчиков или инженеров с Ракетно-космической корпорации «Энергия». Однако благодаря усилиям Дмитрия Козлова, который руководил в то время ЦСКБ, Кононенко включили в программу отбора. На текущий момент на счету у космонавта уже четыре полёта, а сейчас он готовится к пятому. Старт экипажа назначен на 15 сентября 2023 года.

Не менее значимой личностью для нашего города является Сергей Королёв. В Куйбышеве (Самаре) Сергей Павлович бывал много раз. Одно из наиболее существенных достижений конструктора, поразившее весь мир, тесно связано с его пребыванием здесь — именно здесь в ракетно-космическом центре «Прогресс» был создан «Восток-1» — корабль, на котором человек впервые вышел в открытый космос.

Главный конструктор отмечал, что свой вклад в «гагаринский полёт» внесли многие куйбышевцы. Из-за секретности тогда многие и не знали, что часть их продукции идёт в космическую отрасль. Например, на Новокуйбышевском нефтеперерабатывающем заводе освоили выпуск авиационного керосина. Но его применяют не только в авиации — это один из компонентов ракетного топлива.

После смерти Сергея Павловича его имя увековечено в Самарской области. В частности, его носят Самарский национальный исследовательский университет и улицы во многих городах губернии.