Серёжа и гвозди. Зачем нужно трудовое воспитание в ростовских школах

Как приучить детей к труду и кто этим должен заниматься?

«Мальчики сегодня даже гвоздя забить не могут», «дети растут белоручками» — подобные фразы всё чаще сегодня звучат из уст обеспокоенных родителей. Донские депутаты не так давно поднимали вопрос воспитания трудом в школах и привлечения детей к посильной помощи СВО. При этом в регионе острая нехватка рабочих рук: молодёжь предпочитает работу, не связанную с физической деятельностью.

Как приучить детей к труду и кто этим должен заниматься, разбирался rostov.aif.ru.

Труд — не наказание.

В марте в регионе разразился скандал в связи с заявлением депутата донского парламента Татьяны Иващенко, что школьников стоит привлекать к изготовлению окопных свечей и маскировочных сеток. Народная избранница тогда пояснила rostov.aif.ru: речь идёт не об использовании детей как рабочей силы, а в первую очередь, о воспитании патриотизма. Второй аспект — возвращение в школы физического труда, исключённого из учебного процесса в последнее время. Проработавшая долгие годы педагогом Иващенко говорит, что во многих школах на уроках технологии, заменивших «труды», дети ограничиваются составлением конспектов.

«Стране не хватает технических специалистов, — поддержал коллегу депутат Заксобрания региона Евгений Хижняк. — Желание работать руками, создавать чертежи, созидать и строить должно прививаться с детства. Именно для этого необходимы уроки труда, при правильном подходе и хорошем оснащении классов процент желающих после школы освоить технические специальности вырастет в разы. Трудовое воспитание важно для детей в первую очередь, потому что это формирует активную личность, улучшает навыки, делает ребёнка самостоятельным. Работа с инструментами развивает мелкую моторику, помогает правильно оценить свои возможности, научиться доводить дело до конца и видеть результаты».

Он уточняет, что тут важно не перегнуть палку: не стоит школьников наказывать трудом. Например, не выполнил домашнее задание, моешь класс. Это, наоборот, сформирует негативное отношение к труду.

Где рукастые мужики?

Вопрос трудового воспитания беспокоит и многих горожан. Например, проблему в своём блоге предложил обсудить ростовский инженер Роман Гуров.

«Недавно общался с соседкой, она в разговоре обронила: “Слава богу, что папа мой жив-здоров, иначе совсем пропали бы, всё на нём держится”. Как же так, спрашиваю, ведь муж есть и два сына? Говорит, мол, один папа 70-летний у них рукастый, ни муж, ни дети гвоздя толком забить не могут, не говоря уже о починке крана. Это как так получилось, друзья? Во все времена мужчина в доме был сам себе инженер. Пацанов с детства приучали держать молоток, папы лет с пяти сыновей усаживали рядом, когда мужские дела по дому делали. А сейчас моё поколение и младше сплошь ничего не умеют. Учителя говорят, а что вы хотите, на уроках труда (сейчас это называется “технология”) мальчишки конспекты пишут, а не скамейки мастерят. Я считаю, нужно срочно возвращать в школы нормальное трудовое воспитание. И опять же, всеми возможными способами популяризировать технические профессии», — пишет он.

В школе и дома.

Действительно ли в нынешних школах детей ничего не учат делать своими руками? Проработавший 40 лет учителем сначала труда, а теперь технологии Николай Швецов считает, что всё зависит от педагога, его понимания, какое поколение мы хотим воспитать. Понятна тенденция всё перевести в цифровые технологии, не без этого, но должна быть мера. Есть преподаватели, у которых ребята весь урок торчат в телефоне или проходят тесты на компьютере. А старая гвардия не боится дать мальчишкам в руки молоток, главное, чтобы ребёнок знал, для чего он взял его в руки.

«Я лично отношусь отрицательно к урокам, когда обу­чение ребят ограничивается только конспектами и работой за компьютерами. Это не значит, что мы полностью отвергаем новые технологии. Главное — научить ребёнка думать и созидать, отсюда и появился наш девиз на уроках “Учиться думать, творить и создавать”. Дети всегда стремились, придя на урок, сразу взять в руки инструмент и что-то делать. И большое искусство учителя — это дать возможность ученику осмысленно подойти к выбору будущей работы».

говорит Швецов

Педагог сетует, и с теоретической, и с материальной базой на уроках технологии в школах проблемы.

«Даже в новой школе (есть опыт работы с нуля в таком учреждении) станочное оборудование было 60-х годов, а о ручном инструменте вообще стыдно говорить — двуручные пилы, топоры и т. д., одним словом весь неликвид — в современную школу. Введён в прошлом году ФГОС третьего поколения, а методически школы совершенно не обеспечены. Год учились вовсе без учебников, использовал старые методические материалы. С материальной базой было плохо и в советские времена. Но сегодня загублен весь опыт трудового обучения, а это ведёт к тому, что и с развитием производства в стране всё не так хорошо. Уроки труда — это первая профориентация школьников. Я всегда говорю: ребята, если хотя бы двум-трём из вас мои занятия пригодятся — как в быту, так и в выборе будущей профессии, значит, я работал не зря», — говорит Николай Швецов.

Но прививать любовь к труду нужно и дома. Не бояться под присмотром дать в руки инструменты любимому чаду стоит и родителям.

«Помните, у поэта Валентина Берестова: “Сотрясается весь дом, бьёт Серёжа молотком… “? Стихотворение написано в 1975 году для дошкольников. Абсолютно нормальная ситуация, когда пятилетка под присмотром играет папиными инструментами. И никто не ахает: “Отнимите у Серёжи молоток, ребёнок разобьёт себе руки и голову”, а то ещё и дорогой гаджет или итальянскую мебель.

Всё это уже было — нахлебавшееся горя поколение тяжёлым трудом добывало своим детям лучшую жизнь. И они росли белоручками. Ещё Платон в беседе с Сократом сказал: «Трудные времена рождают сильных людей. И наступают хорошие времена, которые рождают слабых людей». И если мы не хотим новые сложные времена, надо брать всё в свои руки — и молоток, и жизнь, и судьбы отечества", — считает инженер Гуров.

КСТАТИ

28 июня в Госдуме в первом чтении приняли законопроект о трудовом воспитании школьников.

Как научить ребёнка любить труд.

Советует семейный терапевт, гештальт-психотерапевт Ирина Меладзе:

— Для того, чтобы ребёнок чем-то занимался, ему должно быть либо интересно выбранное дело, либо очень нужно для удовлетворения каких-то своих потребностей. Также надо, чтобы кто-то научил, показал на примере и обеспечил необходимыми инструментами и материалами. Если весь перечень условий присутствует: и интересно, и нужно, и всё необходимое под рукой, и поддержка со стороны взрослых имеется, это зона большого счастья. Ребёнок, пока ему не надоест или пока он не устанет, будет вовлечён в дело.

Или же представим, что ребёнок не особо увлечён и вовлечён, но ему какая-то вещь очень нужна, а купить её негде или не на что, но можно сделать самому или с родительской помощью. В этом случае тоже вполне вероятно, что мальчик будет работать руками. То есть нужен дефицит либо в зоне удовольствий и незакрытого интереса, либо в зоне комфорта.

А теперь давайте посмотрим по сторонам. Родители всё реже что-то мастерят с детьми. Папам или некогда, или неохота, или они сами мало что умеют. И это вполне очевидно, так как бытового дефицита давно нет, купить можно практически всё, что угодно, а ради удовольствия своими руками что-то делают единицы. Где ребёнку попробовать себя в ручном труде?

Хорошо это или плохо — вопрос сложный. С одной стороны, технический прогресс невозможно отменить, потребность в ручном труде будет сходить на нет, а раз нет потребности, нет и импульса к действию. С другой стороны, ручной труд великолепно развивает мозги и моторику. Для психофизио­логического развития человека навыки разнообразного ручного труда очень ценны, но не единственно возможны. Мальчик вырастет мужчиной в любом случае, просто стремиться решать бытовые или производственные вопросы он будет не своими руками, а чужими. У кого-то получится, у кого-то нет. Тут уж нужно учитывать массу факторов, влияющих на становление личности мальчика.

Как изменить в семье ситуацию, где дети ничего не умеют делать руками.

Заинтересовывать.

Обучать.

Показывать на своём примере, что это нужно.

Хвалить за каждый вкрученный шуруп.