Чтобы веселить народ, получите QR-код. В Нижнем упорядочивают музыку на улицах

Хиты Виктора Цоя и группы «Ария», наигрыши гармони и перебор гитарных струн — чего только не услышишь, прогуливаясь по Нижнему летним вечером! Власти города намерены регламентировать этот творческий беспорядок. Как и зачем?

Строго по брони.

19 официальных площадок для уличных музыкантов создадут в Нижнем Новгороде в ближайшее время. Восемь расположатся на Большой Покровской, пять — на Нижневолжской набережной, по три площадки — на Окской набережной и набережной Федоровского. Об этом в своём Telegram-канале сообщил глава города Юрий Шалабаев.

«Ко мне, с одной стороны, обращаются жители Большой Покровской и гости города с жалобой на громкую музыку или перформансы, а с другой — музыканты, актёры, танцоры, фаерщики, которые хотят показать свои таланты и умения отдыхающим и на других городских улицах», — объяснил градоначальник.

Предполагается, что прежде чем самовыражаться на улицах города, артист должен забронировать место, дату и время выступления. Для этого создадут специальную цифровую платформу. Выполнив бронирование, человек получит QR-код. Это и станет его пропуском на сцену-улицу.

Летним вечером отправляемся на нижегородский «Арбат» узнать, что думают сами уличные артисты о предстоящих переменах.

В двух шагах от Нижегородского театра драмы перебирает струны мужчина с гитарой, подключённой к усилителю. В пластиковом ведёрке для заработка у него уже немало купюр — в основном сторублевых. Гитарист представился Германом. Кидаю в ведёрко мелочь и спрашиваю, готов ли он получать QR-код.

Герман говорит, что у уличных музыкантов Большой Покровской уже три года существует закрытая группа «ВКонтакте», в ней сейчас состоит более ста человек. В группе как раз за сутки можно забронировать место и время для выступления. Самые доходные места: в начале улицы, на Театральной площади, напротив кондитерского магазина, суда, корпуса ННГУ, бывшего кинотеатра «Октябрь», а также рядом со зданием Центробанка.

«Вот это и есть народный порядок! А насильно мил не будешь, тем более творческому человеку. Раньше, бывало, артисты и морду друг другу били, но сейчас всё чётко. Думаете, это такой большой бизнес? Это всё для людей. Музыка, песня всегда русскому человеку дух поднимали! Вот идёт он, хмурый прохожий, я спою, и ему легче станет».

считает Герман

«Разве можно творчество запихивать в административные рамки? — согласен с коллегой уличный музыкант, назвавшийся Ильёй. — На мой взгляд, мы никому не мешаем, а только радуем. Таланты, да, бывают спорные, но и Покровка — не Большой театр».

Сквозь строй поющих.

Нижегородский блогер Ольга Китова ещё несколько лет назад в социальных сетях рассуждала о необходимости как-то регламентировать работу уличных артистов в городе. В пример приводила опыт Санкт-Петербурга, где тогда только рассматривали законопроект о том, что творческие люди смогут выступать в специальных местах по разрешению властей. Закон в Петербурге, кстати, вступил в силу с 1 мая 2023 года.

Грядущие перемены в Нижнем Новгороде Ольга Китова по-прежнему поддерживает.

«Я очень люблю хорошую музыку и очень не люблю, когда мне что-то навязывают. Покровка — это общественное пространство и центр деловой жизни. Любой музыкант, выходя туда днём, так или иначе нарушает деловой ритм улицы и навязывает своё творчество, — объясняет блогер. — У меня был опыт: встала и ушла с открытой веранды ресторана, не пообедав, потому что рядом невыносимо бездарно пел музыкант. Поэтому, что касается именно Покровки, регулировать потоки музыкантов, время и места их выступления — абсолютно правильная инициатива». Нижегородка считает, что качественные музыкальные группы украсят улицы, но для них должны быть организованы площадки, определено время выступления, чтобы пешеходы не шли сквозь строй поющих и играющих людей, которые перекрикивают друг друга.

По мнению Ольги Китовой, Большая Покровская должна стать местом, до которого артистам надо дорасти. А возможность выступить на её площадках — своеобразным эталоном признания.

А для тех, кто хочет самовыражаться по менее строгим регламентам, было бы разумно предложить другую, не такую высоко проходимую территорию — например, парк имени И. П. Кулибина. "Вообще он мог бы стать этаким нижегородским Hyde Park (Королевский парк в центре Лондона. — Ред.), где как раз выступить может любой, вообще любой, а освистывать его или аплодировать, будет решать публика.

Льётся песня незаконная.

Что будет с несогласными получать QR-код, пока неясно. Скорее всего, придётся ввести нормы и ответственность за их нарушение. «Уличного артиста теоретически можно привлечь по статье 20.2.2 Кодекса административных правонарушений РФ — “Организация массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлёкших нарушение общественного порядка”, но это сложно, — говорит юрист Елена Зотова. — Есть закон Нижегородской области “Об обеспечении тишины”, он устанавливает, когда можно, а когда нельзя шуметь в общественных местах. Но, по моим наблюдениям, после 22 часов на той же Большой Покровке практически никто не выступает, и ранним утром тоже. Доход у уличных артистов нестабильный и имеет характер пожертвований. По российским законам пожертвования налогами не облагаются».

По мнению эксперта, безусловно, те же уличные музыканты нарушают закон об авторском праве: публично исполнять музыкальные произведения может только их правообладатель или тот, кому правообладатель это доверил…

Кстати: Ваганты и скоморохи.

Первых уличных музыкантов называли вагантами, и в Западной Европе они были известны уже в XI веке. Поначалу вагантами были служители церкви, но потом к ним присоединились студенты и простой люд, который хотел поделиться своими талантами.

Вплоть до XIII века по южной Франции, северной Италии и Испании бродили трубадуры и труверы. Этих бродячих музыкантов объединял культ Прекрасной дамы и лирические произведения. В эти же времена в северной Европе свою лирику презентовали публике скальды. Эти творческие люди фантазировать не любили, а брали за основу своих произведений сюжеты, очевидцами которых становились в странствиях.

По Руси с XII века бродили скоморохи. Это были целые группы странствующих актёров и музыкантов. Их приход в населённый пункт становился настоящим праздником для его жителей. Однако в 1657 году скоморошество было запрещено царским указом.

Настоящим символом европейских уличных музыкантов XIX — начала XX века стали шарманки и песня «Charmante Catherine». Порой музыкальный инструмент специально «затачивали» играть только эту мелодию. Из-за этого в России шарманки иногда называли «катаринками».