Грядет грандиозное! Фестиваль «Владивостокская крепость» — новая страница в истории города

Масштабное события будет реализовано на средства гранта Президентского фонда культурных инициатив в 2023—2024 годах.

Источник: PrimaMedia.ru

По-настоящему грандиозное, историческое событие ждет столицу Дальнего Востока в ближайшее время. Фестиваль «Владивостокская крепость» (6+), на проведение которого Президентский фонд культурных инициатив выдели серьезный грант на сумму 26,5 млн рублей, стартует уже в сентябре 2023 года и будет продолжаться до декабря 2024 года. Цель масштабного мероприятия, организаторами которого выступают Музей-заповедник истории Дальнего Востока имени В. К. Арсеньева и Благотворительный фонд развития музеев Дальнего Востока и Сибири, — пробудить гордость у жителей региона и всей России за это уникальное в мировой практике фортификационное сооружение, ставшее историческим и патриотическим символом Владивостока, форпоста России на Тихом океане, сообщает «Информационное агентство PrimaMedia».

«Фестиваль призван популяризировать Владивостокскую крепость с помощью различных культурных средств, а также дешифровать те смыслы, которые сформировались вокруг этого памятника. При разработке технологии проведения фестиваля был избран междисциплинарный подход, предполагающий сочетание музейных технологий, музыкального и фото искусства», — прокомментировала арт-директор фестиваля, кандидат культурологии, музыковед, кампанолог Наталия Каровская.

Откроется фестиваль 22 сентября 2023 года проведением общегородского концерта «Adiemus» (12+) на Пороховом погребе № 13. Оркестр «Московского театра “Новая опера” имени Е. В. Колобова и джаз-хор Свердловской государственной детской филармонии исполнят монументальное музыкальное произведение известного британского композитора Карла Дженкинса.

К участию в концерте привлекается более 120 музыкантов и солистов. Предполагается, что его смогут посетить 1,5 тысячи человек. По мысли организаторов фестиваля, концерт находится в контексте дискуссии о предназначении Владивостокской крепости и ее роли в предотвращении нападения на российские земли на Дальнем Востоке.

Как пояснил директор Музея-заповедника истории Дальнего Востока имени В. К. Арсеньева Виктор Шалай, произведение является мощным призывом к объединению человечества, к тому, чтобы все жили в мире. Фрагменты текста оратории написаны на разных мировых языках.

«Это фантастически трогательное, пронзительное музыкальное произведение, рождающее мечту о всеобщем мире и согласии», — заметил Виктор Шалай.

Вообще можно сказать, что универсальный язык музыки является вторым официальным языком фестиваля после русского.

Так, организаторы фестиваля предложили известному советскому и российскому композитору Владимиру Мартынову создать музыкальное произведение, посвященное Владивостокской крепости. Композитор, написавший музыку к таким историческим кинополотнам, как «Юность Петра» (12+) и «В начале славных дел» (12+) Сергея Герасимова и телесериал «Михайло Ломоносов» (12+) Александра Прошкина, с радостью принял предложение организаторов фестиваля. Произведение, которое он напишет, должно стать гимном крепости, позволяющим по новому ее интерпретировать.

Естественно, Владимир Мартынов приедет во Владивосток. На 2023−2024 годы запланированы творческие встречи с ним и с солистами и руководителями творческих коллективов, принимающих участие в фестивале.

В июне 2024 года пройдет концерт духовных произведений Владимира Мартынова на Форте № 1 (6+). Их исполнит ансамбль «Сирин» (Москва). Мероприятие приурочено к Дню памяти и скорби.

В августе 2024 года в акватории бухты Новик (Пороховой погреб № 13) состоится общегородской концерт в формате опен-эйр, на котором оркестр Новой оперы исполнит произведения (12+) Сергея Прокофьева с демонстрацией фрагментов из фильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» (12+). Здесь, по оценке организаторов, аудитория может достигнуть 3 тысяч человек.

Просветительский характер будут носить лекции и мастер-классы (6+) по кампанологии (научное и музыкальное изучение колокольного звона) и звонарному искусству, которые призваны заложить основы для формирования школы звонарного искусства на Дальнем Востоке. Для этого Музей-заповедник приобрел полноценную мобильную звонницу из девяти колоколов, отлитых в колокольном центре Свято-Данилова монастыря (Москва).

Каждый блок лекций, организуемый приглашенными профессионалами, приурочен к концертным событиям фестиваля и рассчитан как на аудиторию профессиональных сообществ, так и на широкую публику.

Одна из главных задач фестиваля — создание единой исторической среды, включающей славное прошлое и нуждающееся в «животворящих святынях», о любви к которым писал великий русский поэт и патриот Александр Сергеевич Пушкин.

Этой цели служит совместная выставка Музея-заповедника имени В. К. Арсеньева и Музея архитектуры имени А. В. Щусева (Москва). То, что она проходит в Москве, на очень популярной площадке истории отечественной инженерии и архитектуры, является принципиальным шагом, поскольку историю Владивостока и Приморья необходимо систематически рассказывать всей стране, постоянно увеличивая объем целевой аудитории, пояснил Виктор Шалай. Кстати, история Владивостокской крепости до сих пор недостаточно изучена. И дабы ликвидировать имеющиеся лакуны, сотрудник Музея-заповедника находится в Москве, внимательно изучая архивы, с ней связанные.

Во Владивостоке в мае-июне 2024 года пройдет уличная выставка об инженерах и строительстве Владивостокской крепости (6+), на январь-июнь 2024 года запланировано проведение фотоконкурса «Твое право на крепость». к участию которой приглашаются все желающие. По итогам конкурса в августе 2024 года состоится фотовыставка. Намечено и издание презентационного альбома.

«У Владивостокской крепости, по сути, нет никакого фотоархива, никакой фотолетописи, нет достаточного объема визуального материала для того, чтобы, например, сделать полноценный современный альбом, показывающий красоту и живописность объектов крепости. Поэтому возникала идея объявить конкурс на всю страну. Такой фотоконкурс позволяет получить первичный материл в достаточном объеме для того, чтобы выбрать работы для хорошего альбома», — сказал Виктор Шалай.

В дальнейшем Владивостокская крепость может стать фоторезиденцией для фотохудожников, работающих в жанре архитектурной и пейзажной фотографии, что, конечно же, будет способствовать туристической привлекательности Приморья, популяризировать историю региона.

Конечно же, богатая история города стала частью программы фестиваля. В его рамках состоятся мероприятия просветительского плана (6+), а именно курс лекций для младшей, средней и старшей аудитории по истории Владивостокской крепости, истории города, истории России, биологии, географии, геологии. Место проведения лекций — образовательные площадки и пространство Музея-заповедника. В принципе, в дальнейшем некоторые форты крепости могут стать учебными аудиториями под откртым небом в теплое время года.

— Губернатор Приморского края Олег Николаевич Кожемяко не раз подтверждал, что Владивостокская крепость является одним из важнейших символических ресурсов на территории края и поэтому требует всяческой поддержки. И правительство Приморского края в рамках своих полномочий по мере сил старается помогать нам. Историю Владивостокской крепости нам только предстоит рассказать. Сегодня мы знаем, что она огромная, что она восхитительная с военно-инженерной точки зрения, что она в какой-то мере градообразующая, что она содержит в себе сотни тысяч биографий, в том числе сотни великих биографий. Но все это как-то рассеялось в ХХ веке, в его драматичной истории. И сейчас нам с вами нужно предложить какой-то способ заново узнать Владивостокскую крепость и полюбить ее. А любовь к архитектурному памятнику — тонкая работа, — еще раз объяснил необходимость проведения фестиваля «Владивостокская крепость» Виктор Шалай.

Материал подготовлен в рамках проекта сетевого издания «Информационное агентство PrimaMedia» «Россия. Приморье. Наша история». Цель проекта — распространение среди жителей Приморья знаний об отечественной истории — как России в целом, так и Приморского края — а также формирование ответственного и патриотического отношения к объектам исторической памяти, государственным и региональным памятным датам.