Авторынок в Приморье может потерять 70%: импортёры готовятся к «чёрному августу 2023»

Бюджетные автомобили исчезнут как класс, обсуждаем ситуацию вместе с экспертами.

Источник: PrimaMedia.ru

Авторынок в Приморье готовится к большим потрясениям. С 1 августа утилизационный сбор на ввозимые из-за рубежа автомобили будет проиндексирован, изменятся правила расчёта для авто с объёмом двигателя более трёх литров. Вырастут ставки налога при перепродаже транспортных средств в течение года. Но самое главное, Япония может ввести жёсткие ограничения на экспорт в Россию гибридов и электромобилей, а также автомобилей с бензиновыми и дизельными моторами объёмом выше 1,9 литра. В случае реализации самого жёсткого сценария рынок потеряет 60−70% минимум, считают импортёры, а времена бюджетных машин канут в прошлое, сообщает ИА PrimaMedia.

Плохие новости

Владивостокская таможня в первом полугодии 2023 года оформила свыше 130 тысяч автомобилей для физических лиц. Это в два раза больше, чем в первом полугодии прошлого года.

Июнь стал рекордным по количеству оформленных машин, побив на несколько сотен автомобилей рекорд ноября прошлого года. В июне 2023 года оформлено более 28 тысяч автомобилей для личного пользования.

При этом 1 августа 2023 года может войти в историю как чёрный день для авторынка Приморского края.

Уже точно известно, что утилизационный сбор на легковые, легкие коммерческие (LCV), грузовые автомобили и автобусы с 1 августа будет проиндексирован в размере от 1,7 до 3,7 раза в зависимости от вида транспортного средства и объёма двигателя. Соответствующее постановление № 1118 подготовило правительство Российской Федерации.

В компании «Тосэй» поясняют, что, хотя нововведения и повлияют на авторынок, затронут они не всех его участников. Ничего не изменится для физических лиц, которые привозят один автомобиль в год для личного пользования с объёмом двигателя не более трёх литров. Они будут платить по прежнему тарифу.

«Изменения ударят по частным перепродажникам, так как ставки сильно вырастут, если машину перепродадут в течение года. И здесь речь идёт уже о действительно огромных суммах — от 207 тысяч до 1,3 млн рублей», — поясняют в компании.

Для автомобилей возрастом до трёх лет и объёмом двигателя 3−3,5 литров сумма составит 970 тысяч рублей. Для автомобилей с объёмом двигателя от 3,5 литров — 1,2 млн рублей. Если машина старше трёх лет, цифры резко возрастают до 1,4 и 1,6 млн рублей. Такие данные приводит «Тосэй». Для спецтехники ограничений нет. Платежи вырастут во всех категориях.

Эксперты считают, что российский рынок отреагирует на изменения очень быстро. Точнее, уже отреагировал. Автомобили в наличии стремительно растут в цене. Та же тенденция отмечается на японских аукционах.

«Дефицита автомобилей не случится. Да, станет дороже, но за редкими исключениями, не критично», — считают в компании «Тосэй».

Очень плохие новости

Гораздо более серьёзным вызовом для авторынка могут стать ограничения на экспорт автомобилей в Россию, введённые японской стороной. Под ударом — популярные на Дальнем Востоке новые и подержанные гибридные автомобили, подключаемые гибридные автомобили и электромобили (EV), а также бензиновые и дизельные машины с объёмом двигателя более 1,9 литра (в том числе в данную категорию входят востребованные Toyota Crown и Toyota Land Cruiser Prado). Новость об этом ранее опубликовала японская газета «Ёмиури». Точной информации пока нет, но на всякий случай многие импортёры приостановили приём ставок на автомобили с объёмом ДВС от 1,9 литра, гибриды и электромобили.

«Если запрет подтвердится, то будет очередь за 1,5-литровыми Honda CR-V и Stepwgn, а также с нетерпением будем ждать обновлённый “Форрестер” с двигателем 1,8 турбо, который выпускается с октября 2020-го года и скоро станет проходным», — сообщают в компании Carwin.

Ожидается, что пересмотр Постановления о контроле за экспортной торговлей на основе закона об иностранной валюте и внешней торговле будет одобрен кабинетом министров Японии в июле, сообщает японское издание «Ёмиури».

«Есть опасения, что ограничения действительно введут. Потому что новости об этом ходили ещё месяца два назад. Япония часто дублирует Европу в своих отношениях с Россией. И сегодня это уже не слухи, а публикация в уважаемой газете. На мой взгляд, вероятность запрета 80−90% — может быть, в лайт-версии, но какие-то автомобили явно запретят к экспорту», — комментирует глава компании Carwin Дмитрий Забора.

И здесь возникает вопрос, смогут ли импортёры обойти запрет через «соседский транзит». Теоретически это возможно, считает собеседник, но для транзита подойдут только те страны, которые постоянно импортируют автомобили из Японии. Ни Южная Корея, ни Китай к ним не относятся.

«Это должна быть страна вывоза, которая импортирует много машин. Возможно, Монголия. Но остро встаёт вопрос экономической целесообразности, потому что сильно увеличатся и сроки поставок, и стоимость японских автомобилей, а на фоне высоких курсов валют спрос и без того резко упал», — говорит Дмитрий Забора.

Также в ситуацию могут вмешиваться японские банки, отслеживая историю платежей с целью обнаружить российский след. Избежать санкций позволяют криптовалютные операции, но это, опять же, увеличивает издержки российского покупателя.

«То, что сейчас происходит — конечно, не приговор рынку автомобилей из Японии. Но в случае реализации худшего сценария он может потерять 60−70%», — комментирует Дмитрий Забора.

Что касается корейского направления, заменить Японию с её огромным рынком подержанных автомобилей Южная Корея не сможет, уверены эксперты. Из этой страны невыгодно завозить доступные машины в ценовой категории до 1−1,5 млн рублей.

«Из Кореи будут везти премиум, и то выборочно, поскольку при курсе доллара в районе 90 рублей это становится уже не так выгодно. А кроме того, в случае введения жёстких экспортных ограничений в Японии их может повторить и Южная Корея», — комментирует Дмитрий Забора.

Ранее эксперт приморской сертификационной лаборатории Денис Максименко выражал опасения, что ограничения ударят по рынку автозапчастей, так как коснутся автомобилей, которые завозят в Приморье для разбора.

В любом случае, проиграют автолюбители, так как сегмент доступных автомобилей стоимостью до 1−1,5 млн рублей сократится в разы.

Конечно, в Приморье укрепляют позиции китайский автопром. На этом рынке разворачиваются официальные дилеры, которые раньше работали с японскими автоконцертами. Появилось много так называемых серых торговцев. Но, опять же, приобрести можно только новый или относительно новый автомобиль дороже 1,5 млн рублей, так как Китай препятствует экспорту из страны бюджетных машин возрастом больше трёх лет.

Это означает, что времена дешёвых авто, которыми всегда славилось Приморье, могут уйти в прошлое.

Напомним, с апреля 2022 года Япония уже запретила экспорт в Россию дорогих автомобилей стоимостью более 6 млн иен. Согласно торговой статистике министерства финансов Японии, стоимость экспорта из Японии в Россию в 2022 году составила около 600 млрд иен, что примерно на треть меньше, чем в 2021 году.