Ставят на счетчик: петербуржцев предупредили о мошенничестве при поверке приборов учета

В Петербурге отмечен всплеск активности мошеннических компаний, навязывающих услуги по поверке бытовых приборов, главным образом счетчиков воды и газа. Это, предупреждают эксперты, во‑первых, создает недобросовестную конкуренцию в сфере ЖКХ, во‑вторых, вынуждает граждан за одни и те же манипуляции платить дважды. Проблему обсудили на пресс-конференции с представителями петербургского УФАС и Жилищной инспекции.

Дело вот в чем. Некие организации, а иногда просто физлица, пользуясь тем, что регулярная поверка счетчиков по закону является обязательной, бросают в почтовые ящики жильцов уведомления о срочном осмотре приборов учета, поскольку у них заканчивается срок эксплуатации (обычно это 6 лет). Такие действия квалифицируются как введение людей в заблуждение. По словам заместителя руководителя петербургского УФАС Марины Никитиной, недобросовестность таких компаний проявляется в двух аспектах:

— рассылка от лица известных ресурсоснабжающих организаций, где в весьма агрессивной форме — угрожая крупными штрафами — горожан призывают немедленно вызвать именно их специалистов;

— отсутствие соответствующей аккредитации (проверить которую можно в открытом федеральном реестре).

При этом если отправляющая грозные письма компания содержится в реестре, ее недобросовестность заключается по меньшей мере в нарушении закона о защите конкуренции, что грозит официальным предупреждением от антимонопольного ведомства и, при отсутствии должной реакции, штрафом. А если у организации нет аккредитации и она берет с граждан деньги, не оказывая услуги, здесь уже прослеживаются признаки мошенничества (тогда дело передается в Следственный комитет), которое оборачивается тем, что результаты не заносятся в базу (открытый госреестр «Аршин») и людям приходится поверять счетчики заново.

За прошлый год в петербургское УФАС поступило 25−30 жалоб на лже­квитанции, за первую половину текущего — 10. И это, преду­предила президент петербургской Ассоциации собственников жилья и их объединений Гульнара Борисова, лишь вершина айсберга.

«На самом деле таких случаев гораздо больше, просто люди не любят жаловаться в госорганы».

сообщила эксперт

О том, как распознать фальшивое уведомление, «МК в Питере» рассказал адвокат Олег Матюнин. Прежде всего, говорит он, следует обратить внимание на период истечения даты поверки счетчиков — вероятнее всего, в ненастоящей квитанции она будет другой. Кроме того, важно понимать, что замена прибора учета нужна только при его неисправности, ну и проводить осмотр должны сотрудники только официальных организаций. Также в подделки, чтобы окончательно сбить граждан с толку, добавляют QR-код, ведущий на выдуманные законодательные акты.

При обнаружении фальшивки можно попробовать обратиться в Роспотребнадзор, но ожидать немедленной реакции вряд ли стоит, уверен Матюнин. А чтобы грамотно составить заявление в полицию, понадобятся услуги юриста: признаки обмана придется доказать.

Во избежание неприятных ситуаций изучайте официальную информацию о поверке и замене счетчиков. Разузнайте, какие специалисты этим занимаются и каковы реальные цены. При появлении любых «пугалок» обращайтесь в абонентский отдел поставщика коммунальных услуг. Не впускайте в дом незнакомцев и не теряйте бдительность.