Увязли в грязи и перешли Дон: как первокурсники доехали на велосипедах из Москвы в Ростов

Зачем первокурсники 11 дней ехали из Москвы в Ростов на велосипедах.

Источник: Комсомольская правда

Двое парней родом из Шахт, первокурсники московских вузов, после сессии вернулись домой не автобусом и не поездом. Студент Высшей школы экономики Никита Веселов и Московского энергетического института Иван Покатилов сели на велосипеды и поехали по маршруту из белокаменной до Ростова-на-Дону.

За 11 дней они преодолели 1300 километров и увидели то, чего никогда бы не заметили, двигаясь по автомобильной трассе.

ЗАЩИТИЛИ ПРОЕКТ, ЧТОБЫ ПОЕХАТЬ.

Никита и Иван хоть и из одного города, а завели дружбу уже в Москве, когда узнали, что оба любят кататься на велосипедах — ездить далеко и смотреть красивые места. Туда, куда не доберешься на машине или пешком.

— Еще зимой задумались: как после летней сессии везти велосипеды домой? На поезде — скучно, транспортной компанией — дорого. И решили, почему бы не устроить крутое велопутешествие, — вспоминает Никита. — И, если мои родители были уже привычные и к пешим походам, и к сплавам на байдарках — я занимался в туристическом кружке, то у Вани — нет.

Тогда ребята подготовили и защитили презентацию — как будут справляться с трудностями. Родители дали добро при одном условии: что всегда будет включена геопозиция. Но парни и не планировали отключать маячок. Они создали для этой поездки телеграм-канал, где рассказывали обо всех нюансах своего велопутешествия.

— Мы хотели помочь другим путешественникам, — говорят друзья. — Одно дело, если ты видишь интернет-карты, и совсем другое — когда перед тобой есть маршрут, пройденный таким же как ты велосипедистом, вплоть до каждого поворота.

ЗНАЮТ ТОЛЬКО МЕСТНЫЕ.

Иван и Никита решили не ехать вдоль федеральной автотрассы, которую уже видели и не раз, так что распланировали свою поездку по проселочным дорогам с заездом в живописные места. У Ивана велосипед рассчитан на гравийную дорогу, у Никиты — больше для асфальтовой, так что сошлись на грунтовых.

А главное — посмотрели страну. Увидели Троицк, Чехов, Серпухов, Тулу, Лебедянь, Воронеж, Лиски, там смотрели храмы и церкви, заезжали и в монастырь.

— Перед путешествием мы опубликовали анонс в разных велосообществах, — с улыбкой вспоминает Никита. — И в селе Отскочном Липецкой области нас встретил местный житель Алексей. Он показал нам такие уголки, куда ни на машине, ни пешком не доберешься. Мы ехали по полю до села Яблоново, увидели святой источник «Семь братьев», окунулись в купель с идеально прозрачной водой и зарядились на весь оставшийся путь. Они с женой Людмилой накрыли нам стол, и мы провели весь вечер в разговорах. Обычно после бесед с местными мы с Иваном делимся впечатлениями, а тут весь вечер крутили педали молча — такой душевный прием был.

ДОН, КАКИМ ЕГО НЕ ЗНАЮТ РОСТОВЧАНЕ.

Также Алексей показал парням, как перебраться через Дон вброд и помог им сократить путь на 20 километров. Да и вообще весь свой путь они старались строить вдоль родной реки.

— Это было удивительно. Мы переправлялись по шею в воде, над головой несли груженые велосипеды килограммов по 40, а Алексей вел нас чуть ли не за ручку, чтобы не оступились, — рассказывает Никита. — Это было необычно для нас, привыкших видеть Дон широким, по которому баржи рассекают в обе стороны. А в Новомосковске Тульской области, где Дон берет исток, он совсем неглубокий. Мы видели его спокойное и бурное течение, пересекали по навесным мостам. Вот — посередине реки рыбаки в «забродниках» стоят, а через часа четыре — уже на лодках.

ЗАСТРЯЛИ В ГРЯЗИ И ПРОДИРАЛИСЬ СКВОЗЬ ДЕРЕВЬЯ.

Ну и какое путешествие без неприятностей? На каждую ребята старались смотреть с позитивом и юмором. Ведь все самое интересное начинается только после того, как свернешь с асфальта.

— В среднем мы должны были проезжать по 130 километров в день. Выезжая утром на восьмой день нашей поездки из города Лиски Воронежской области, планировали заехать в Дивногорье и посмотреть на мужской монастырь в скале. Выбор был: ехать по асфальту быстро или по грунтовой дороге, но интереснее, — продолжает путешественник.

Сверившись с картами, парни выбрали второе, но не учли, что до этого неделю шли дожди. Сырая земля моментально налипла на колеса, а, когда велосипедисты спешились, — и на кроссовки.

— Мы для себя выработали такой принцип: как бы тяжело ни было — назад не возвращаемся. Я пошел в лесополосу посмотреть, не проще ли будет пройти через деревья и траву. И наткнулся на огромный шиферный гвоздь, которым в двух местах пробило колесо, — сокрушается собеседник. — И вот звонок от потерявшего меня из виду Вани. Я в грязи под звук спускающегося колеса сообщаю об аварии. Он только смеется. А поскольку мы ехали достаточно бюджетно, сумки раскладывали так, что насос пришлось распаковывать полчаса. И вот, уже близится обед, а мы проехали только 10 километров из 130.

Выбирались оттуда уже не по земле, а сквозь деревья и высокую траву в плотной лесопосадке — грязь с колес сняло как в автомойке. Так что за восьмой день парни проехали всего 15 километров, но, как и планировали, увидели монастырь в Дивногорье.

И КИНО СНИМАЮТ, И КИСЕЛЬ ВАРЯТ.

— А в самый первый день наш маршрут пролегал по очень незагруженной межпоселковой дороге в Московской области. Оказалось, что два километра перекрыли из-за съемок фильма. Вроде бы немного, но обходные дороги добавляли нам 40 километров объезда, — вспомнил Никита. — Мы рискнули и посмотрели по картам, где идут стыки между полями, ситуацию еще усложнял борщевик. Местами ехали на велосипедах, где-то тянули их на руках, но участок съемок обошли.

Готовили чаще себе сами. Спортсмены привыкли пополнять силы творогом, а хорошую «молочку» искать в маленьких поселках.

— В Дивногорье магазин закрылся на час раньше, чем должен был, и мы стали искать в маленьком поселке творог. Не нашли. Зато были вареники с творогом. Взяли два кило — на ужин и на завтрак, — рассказывает путешественник. — Но котелок-то у нас на литр, и воды мало, поскольку рядом не было источников. Варили в четыре захода. И последняя партия плавала в жиже, напоминающей кисель. Зато голодными не остались.

НАВОСТРИЛИ ПЕДАЛИ НА АЛТАЙ.

Ребята старались не просто крутить педали, а подмечали, в чем особенность каждого региона на их пути.

— В Московской области больше лесов, в Тульской — полей, но они непривычно угловатые для дончан и ограничены не просто лесополосами, а небольшими лесами. В Липецкой области чаще на пути появляется Дон, — перечисляет Никита. — В Воронежской области больше сосен, и мы любили заезжать в леса. Решили проехаться по участку на 10 километров, а там — пески, комары. Ехать было очень трудно, но там безумно красиво, и после трех километров о сложностях уже не думаешь.

И в каждой области путешественники не стеснялись общаться с местными жителями.

— Это очень заряжает. Нас везде тепло встречали. Когда не успевали по графику готовить и обедали в столовой, узнавая нашу историю, люди на нас смотрели с удивлением, давали скидку. В магазинах никогда не отказывали налить фляги с водой, хотя могли сказать — покупайте в пластике, — говорит Никита. — Мы слушали людей, что они рассказывали о своих городах и селах, за что любят, за что ругают, что обязательно стоит посмотреть.

Ну, а задержки в расписании с лихвой компенсировали уже в Ростовской области. Родной край ребята давно исколесили, поэтому поехали сразу к финальной точке путешествия — Ростову. И прибыли туда на 11-й день.

На следующее лето студенты планируют поездку по горному Алтаю. Уже ищут партнеров, которые помогут туда добраться с велосипедами.

— Это путешествие будет гораздо сложнее: там не будет ни магазинов, ни сотовой связи, — улыбаются велосипедисты. — Поэтому весь маршрут нужно еще тщательнее прорабатывать.