Какого рода «кофе»? Почему русский язык не рождает новые слова

8 сентября — Международный день грамотности. Лингвисты бьют тревогу: уровень грамотности россиян год от года падает. Мы всё чаще говорим и пишем с ошибками.

Как «штопать» орфографию и в чём признаки обеднения языка, nn.aif.ru рассказала кандидат филологических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной лингвистики Нижегородского госуниверситета им. Н. И. Лобачевского Елизавета Колтунова.

ДОСЬЕ

Елизавета Колтунова. В 1974 году закончила истфил ННГУ им. Н. И. Лобачевского. Область научных интересов: «Судебная лингвистика», «История русского языка». Профессор Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры. Действительный член Гильдии лингвистов-экспертов по документационным и информационным спорам (ГЛЭДИС).

Общий уровень — троечка.

Злата Медушевская, nn.aif.ru: — Елизавета Аркадьевна, на ваш взгляд, мы в массе своей сегодня очень безграмотны?

Елизавета Колтунова: — Мне кажется, общий уровень грамотности у нас точно не повышается, но и ощутимо не снижается. Скорее, остаётся на уровне десятилетней давности. Я такие выводы делаю из общения со студентами и результатов «Тотального диктанта», который каждый год пишут в России и за её пределами. 80% оценок за диктант в Нижнем Новгороде, например, уже не первый год — это тройки. Двоек мало, четвёрок крайне мало, пятёрок почти нет.

Возможно, я не права, но, считаю, что на общий уровень грамотности у нас в стране негативно повлияло введение ЕГЭ. Чтобы написать сочинение, теперь необязательно много читать. Но когда ты читаешь, ты невольно воспринимаешь и запоминаешь правильное написание слова визуально, как картинку.

Лет десять назад я занималась репетиторством. На занятия пришёл ученик одной престижной нижегородской школы, который не мог вспомнить ни одного произведения Пушкина, даже «Евгения Онегина»! Я была в шоке, а сейчас такое сплошь и рядом.

У нас на всех уровнях очень много говорят о патриотическом воспитании молодёжи. Уверена: патриотизм всегда начинается с любви к родному языку, слову, литературе. Без этого нельзя. Мы воспринимаем мир через слово.

— Раньше письменная речь была грамотнее устной. Всегда же есть возможность остановиться и подумать: а как написать правильно? Сегодня в письменной речи люди делают всё больше ошибок. Виновата скорость жизни?

— Многие лингвисты говорят, что в интернете сейчас формируется новый вид языка — письменно-устный. Мы формулируем мысли при помощи букв, но стремимся их выразить более компактно, быстро. Скажем, моя дочь, которая с золотой медалью закончила гимназию и с красным дипломом вуз, может мне в мессенджере написать: «Мам, я щас приду». И ещё успеть смайлик поставить. Для неё это быстрее, чем выписывать слово «сейчас» из шести букв.

У нас к письменной интернет-речи сформировалось более ироничное, лёгкое отношение. Знаки препинания в ней заменяют смайлики, используются остаточные навыки так называемого албанского языка и так далее. Это расхолаживает.

К тому же для коммуникации в социальных сетях характерна нелинейная организация речевого пространства: темы обсуждения могут расщепляться, заменяться, обрываться и вновь возвращаться. В итоге теряется очень важный признак письменной речи — логичность.

— Но даже в социальных сетях собеседник, желая уколоть оппонента, порой подмечает, что тот излагает свои мысли неграмотно…

— Радует, что грамотность до сих пор положительно оценивается в социуме. Мы не кичимся тем, что неграмотны, наоборот, это всё ещё считают большим минусом.

«Штопать» орфографию.

— Есть ли в письменной и устной речи ошибки простительные и, наоборот, грубые, говорящие об уровне образованности человека?

— По-моему, не нужно автоматически причислять кого-то к неграмотным людям, если человек сделал ошибку. В письменной речи недопустимо, на мой взгляд, не владеть устоявшимися орфографическими нормами (не-/ни-, -н-/-нн-), в устной желательно уметь точно выражать свою мысль и владеть орфоэпическими нормами вроде ударения в слове «звонить».

Однако язык — живая структура, которая меняется вместе с общественными изменениями. И словари эти изменения отражают. Но часто ли мы в словари заглядываем? Например, лет 15−20 назад экспрессивно обсуждали род существительного «кофе». Многие были против того, что некоторые словари как возможный дали вариант среднего рода: «горячее кофе».

А вы загляните в орфоэпический словарь Р. И. Аванесова, изданный в 1950-х годах, там тоже есть такой вариант произношения. Аванесов почувствовал тенденцию русского языка, в котором слова, заканчивающиеся на «е», традиционно относят к среднему, а не к мужскому роду.

Язык сам вырабатывает нормы. То, что нам кажется сейчас ошибочным, со временем может превратиться в норму. Так, «паштет» и «шоколад» в середине XIX века должны были иметь форму «пастет» и «шоколат». Для меня возможно только «договор — договоры», но в «Современном толковом словаре русского языка» под редакцией С. А. Кузнецова уже есть норма «договор — договорА» и даже вариативное ударение на первую букву «о».

Ещё выдающийся русский лингвист Лев Владимирович Щерба писал: «Орфографию надо время от времени “штопать”, иначе письменный костюм не будет подходить языку». Важно, чтоб это происходило обдуманно и без излишних катаклизмов.

— Есть мнение, что беднеет и словарный запас россиян, особенно молодых. Это так?

— Это опять же связано с тем, что мы всё меньше читаем. Ни школа, ни семья этого от ребёнка не требуют, и у него просто не формируется богатый словарный запас. Об обеднении словарного запаса говорит и тот факт, что речь многих изобилует словами-паразитами «типа», «как бы».

Кроме того, сейчас многие русские слова заменяют иностранными, это тоже обедняет речь. Когда иностранное слово приходит в наш язык как понятие, обозначающее, например, компьютерные технологии, это понятно. Но слепо заменять русские слова на иностранные просто недопустимо.

И меня как лингвиста очень беспокоит, что русский язык перестаёт продуцировать, рождать новые слова. Наш язык не наращивает свой национальный потенциал, а резерв огромен! Надо помнить: русский язык в многонациональной России — это уникальная связующая нас всех нить.

— Существует ли врождённая грамотность?

— Не уверена. Мне кажется, есть цепкий ум и хорошая память. Человеку достаточно увидеть слово и навсегда запомнить, как оно пишется. Но любые навыки нужно поддерживать и развивать.

Штраф за крепкое словцо.

— К сожалению, всё чаще россияне делают свой словарный запас богаче с помощью мата…

— Думаю, всё идёт из семьи. Конечно, ребёнок в процессе социализации мат услышит не раз. Но что такое культура речи? Это когда человек знает, где крепкое словцо употребить можно, а где категорически нельзя. Если дети постоянно слышат мат от мамы и папы, то такие слова перестают быть табу в любых ситуациях.

Кстати, матерщина на Руси считалась мужской лексикой. Это язык воинов. Для женщин сквернословие было под строгим запретом, что отражено во многих славянских пословицах. По народным поверьям, это могло вызвать непогоду, неурожай и другие напасти. К сожалению, равноправие затронуло и эту сферу нашей жизни.

Бороться с уличной матерщиной почти бесполезно и порой небезопасно. Иногда, когда я слышу на улице «молодёжный» мат, приходится подшучивать или иронизировать, говоря: «Ребята, скучно ругаетесь, нужно учиться! Сходите в Ленинскую библиотеку, возьмите “Большой словарь мата” под редакцией Алексея Плуцера-Сарно, почитайте и формулируйте свои мысли более разнообразно. А то у вас одни и те же три слова! А матерный язык не одно поколение обогащало». Это ставит подростков в тупик.

Кроме того, у нас есть статья 20 Кодекса об административных правонарушениях РФ «Мелкое хулиганство. Нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах». Фактически любого сквернослова на той же Большой Покровской можно оштрафовать. А это помощь бюджету, следовательно, и проблем с бюджетным наполнением в городе не было бы вообще!