Высокие цены за опоздания. В Кузбассе повышают проезд и обновляют парк

Сколько должен стоить проезд в общественном транспорте, и что нужно, чтобы ездить было комфортно?

С 18 сентября в Междуреченске выросла стоимость проезда с 35 до 40 рублей в нескольких городских маршрутах. Это решение приняли частные перевозчики, увеличив тариф впервые с января 2022 года. «АиФ в Кузбассе» выяснял, планируют ли в регионе где-то ещё поднять цену на проезд и когда заменят устаревшие маршрутки, троллейбусы и трамваи.

Никого нет за рулём и за забором.

Перевозят междуреченцев внутри города в рамках госзаказа и муниципального заказа. Госзаказ формирует Министерство транспорта Кузбасса, а выполняет его местный филиал ГПК «Пассажиравтотранс». Плату за него установила Региональная энергетическая комиссия Кузбасса ещё в апреле 2023 года. А частные перевозчики выполняют заказы муниципалитета.

В администрации Междуреченска объясняли, что льготная цена для школьников на маршрутах, где она поднялась до 40 рублей (№ 4, 5, 22, 23, 24 и 25), сохранится — при предъявлении транспортной карты проезд будет стоить 16 рублей.

Само поднятие цен в мэрии объясняли так: «Подорожало всё: топливо, электроэнергия, запчасти. Подняли зарплату, чтобы сохранить работников на местах и привлечь новых сотрудников. Поэтому и приходится компенсировать возросшие затраты увеличением тарифа».

Министр транспорта Кузбасса Сергей Рубан объяснил, что по действующим нормативам изменение регулируемых тарифов возможно не чаще одного раза в год. Так как РЭК установил их весной текущего года, как минимум до этого времени проезд не будет повышаться. Но это не касается частных перевозчиков, которые могут изменять тариф по своему усмотрению. Он добавил, что себестоимость одной поездки пассажира по городскому маршруту в Кузбассе в среднем составляет 54 рубля при нынешней цене, например в Кемерове, 27 рублей за безналичный расчёт и 32 рубля за наличный.

Общественник Денис Щедрин считает, что поднимать цену проезда нужно — у каждого предприятия свои расходы, поэтому стоимость в разных городах и у разных перевозчиков будет разной: «Цены растут на всё (топливо, горюче-смазочные материалы, запчасти), и у нас никто не спрашивает, поднимать их или нет. А ведь и работникам общественного транспорта надо увеличивать зарплату. Проблемы в общественном транспорте были, есть и будут. В этой сфере должны быть квалифицированные управленцы, которые могут войти в положение персонала. Сейчас большинство руководителей вешают на подчинённых сложные задачи и заставляют решать их любыми способами. Сотрудников не ценят, и оказывается так, что никого нет ни за рулём, ни за “забором”.

Износ состава — 50−95%

Однако сами междуреченцы негодуют: автобусы не следуют графику, ещё и цены выросли. Такая проблема существует почти во всех городах Кузбасса. К ней присоединяется и неудовлетворительное состояние электротранспорта.

«Вечерами уже почти 20 часов в будние дни уехать с центра в “спальные” районы почти невозможно — ничего или нет идёт, или идёт крайне редко и совсем не туда, куда надо. Про выходные молчу. Состояние многих троллейбусов и трамваев оставляет желать лучшего: зимой в них жутко холодно, а летом — жарко. Частенько попадаю на троллейбусный маршрут, где от стенок отходят размокшие картонки, сиденья ободранные, а сам салон грязный», — возмущается кемеровчанка Анна.

В Минтранспорта нам объяснили, что в Кемерово уже поступили 10 современных троллейбусов «Адмирал» в качестве начала модернизации городского электротранспорта. Один из них вышел на маршрут № 1, остальные полностью заменили № 15. В следующем году власти хотят купить ещё 48 троллейбусов (и два штуки в этом году), чтобы обновить весь парк.

Однако на вопрос, в каких именно городах наиболее критическая ситуация с транспортом, в министерстве отвечают уклончиво: мол, автопарк Кузбасса пополняется с 2019 года.

«В мае 2023 года наш регион принял участие в проекте, предусматривающем предоставление кредита для приобретения пассажирского транспорта общего пользования, в рамках которого планируется приобретение 112 автобусов для нужд государственных и муниципальных предприятий Кузбасса, которые выйдут на линию в I квартале 2024 года. Из федерального бюджета на эти цели направлено 1 398,9 млн. руб.», — говорит Сергей Рубан.

Благодаря экологическому проекту «Чистый воздух» в Новокузнецке обновили 90% троллейбусного парка (купили 38 троллейбусов) и почти 50% трамвайного (32 трамвая). Троллейбусы и трамваи ходят в Кемерове, Новокузнецке, Ленинске-Кузнецком, Осинниках и Прокопьевске. По признанию чиновников, износ подвижного состава составляет от 50% до 95%. Областные власти заверяют, что обновление электротранспорта является приоритетным и что прорабатывается ряд мероприятий для решения вопроса.