Миллионное наследство: у ростовского музея через суд пытаются забрать картины, которые им подарили

В Ростове наследник пенсионерки, подарившей музею коллекцию редких картин, пытается вернуть их через суд.

Источник: Комсомольская правда

— За двадцать лет работы сталкиваюсь с таким впервые!, — говорит главный хранитель Ростовского областного музея изобразительных искусств" Ирина Воробьева.

История началась еще зимой, когда жительница Аксайского района Александра Ошерович решила передать учреждению культуры картины своего отца. Пожилая женщина знала, что неизлечимо больна. Рак четвертой степени не оставил надежды на выздоровление. И Александра Яковлевна торопилась выполнить волю родителя, который всегда хотел оставить свою коллекцию музею.

ПОКЛОННИК ИСКУССТВА.

Яков Ошерович родился в 1896 году в Полтавской области, в многодетной семье. Получив медицинское образование, уехал в Ленинград, где работал врачом-урологом. Страстный поклонник изобразительного искусства приобретал картины, имеющие художественную ценность.

Когда началась Великая Отечественная война, Яков Осипович ушел добровольцем на фронт. Коллекцию оставил на хранение двум братьям, которые жили с ним в Ленинграде. Один из них умер во время блокады.

Отважный доктор прошел всю Великую Отечественную от Ленинграда до Кенигсберга, спасая раненых бойцов. В 1944-м был удостоен Ордена Красной Звезды.

Яков Ошерович был врачом и страстным поклонником изобразительного искусства из архива героя публикации.

После войны госпиталь, в котором служил Яков Осипович, перевели в Донецкую область. Там капитан медицинской службы женился и стал отцом.

— Папе было 53 года, когда я родилась поэтому он души во мне не чаял, — вспоминала дочь ветерана во время беседы с корреспондентом «Комсомольской правды».

В 1950-м году врач заразился клещевым энцефалитом. Болезнь привела к инвалидности, из-за чего ему пришлось оставить должность заведующего хирургическим отделением в госпитале. И семья переехала в Ростовскую область — поближе к родственникам.

ВОЛЯ ОТЦА.

Со временем Яков Ошерович перевез из Ленинграда в донскую столицу девять картин. Последней был портрет женщины в народном костюме. Коллекционер считал ее самой ценной, а вот жену и дочь она не впечатлила.

Александра была поздним и единственным ребенком у родителей из архива героя публикации.

— Мы жили в небольшой съемной комнатушке, так что «русскую красавицу» вместе с другими картинами пришлось спрятать за шкаф, — рассказывала Александра Ошерович.

Позже семья справила новоселье в более просторной квартире в переулке Университетском, и Яков Осипович с радостью развесил по стенам любимые полотна. Любовь к живописи он прививал и дочери: ходил с ней на выставки, знакомил с художниками, дарил альбомы репродукций с произведениями выдающихся мастеров. И говорил Александре, что однажды передаст свою коллекцию в музей.

Вот только выполнить задуманное Яков Осипович при жизни не успел. Похоронив отца, Александра Яковлевна решила исполнить его волю. Она даже отправилась к родственникам в Карелию за последней, десятой картиной из коллекции — портретом молодой красивой женщины. На самолете ростовчанка привезла его домой.

Александра Яковлевна унаследовала от отца любовь к изобразительному искусству и медицине из архива героя публикации.

ТОРОПИЛАСЬ ПЕРЕДАТЬ.

В январе онкобольная женщина приехала в Ростовский областной музей изобразительных искусств и рассказала сотрудникам о желании передать картины в его фонд.

— Александра Яковлевна звонила нашему искусствоведу Галине Головкиной, которая специализируется на русском искусстве и буквально настаивала на встрече, — говорит главная хранительница ростовского музея Ирина Воробьева. — Теперь я понимаю почему: дарительница знала, что жить ей осталось недолго и переживала, что не успеет выполнить волю отца.

Позже сотрудница музея приехала к Александре Яковлевне домой, осмотрела коллекцию и сказала, что картины действительно редкие.

Среди подаренных музею картин, возможно есть работы выдающихся мастеров живописи из архива героя публикации.

НАСТОЯЩЕЕ СОБЫТИЕ.

В феврале близкие друзья помогли пожилой женщине привезти полотна в отдел реставрации музея. Она подписала договор пожертвования и акт передачи картин на постоянное хранение. Для учреждения культуры это стало настоящим событием — не часто люди дарят столько произведений искусства!

— Мы получили десять предметов, среди которых живопись и графика, датируемые второй половиной XIX — началом XX века. Пока еще рано говорить об авторстве, но даже не первый взгляд это очень интересные произведения, — считает Ирина Олеговна.

Среди полотен, возможно, есть шедевры, принадлежащие кисти Ивана Горюшкина-Сорокопудова и Константина Маковского.

Горюшкин-Сорокопудов — известный мастер начала ХХ века. Его картины хранятся во многих музеях России, в том числе в Государственной Третьяковской галерее. А Константин Маковский — один из самых популярных художников конца XIX века. Портреты у него заказывали члены императорской семьи и петербургские дворяне. Работы этого мастера могут стоить пять-десять миллионов рублей.

К сожалению, почти все картины находятся в плачевном состоянии и сейчас стоят в очереди на реставрацию. Больше всего пострадал женский портрет в народном костюме, предположительно написанный Горюшкиным-Сорокопудовым.

Почти все полотна нуждающися в серьезной реставрации из архива героя публикации.

ТЕМНАЯ ЛОШАДКА.

Коллекция вошла в фонд музея, став собственностью Ростовской области и достоянием всех любителей искусства. А в августе объявился наследник Александры Яковлевны. Он прислал в учреждение культуры письмо с требованием вернуть все картины.

Сотрудники ничего не знают об этом человеке. Да и друзья покойной пожимают плечами — по их словам, детей и других близких родственников у женщины не было.

— В ответ на претензию мы предоставили все подписанные дарительницей документы, а также фотографии, на которых запечатлено это событие. Но наследник ставит под сомнение и подпись, и снимки, — говорит Ирина Воробьева.

Адвокат наследника, с которым связалась журналист «КП-Ростов-на-Дону», комментировать дело о музее отказался до принятия решения.

Точку в споре предстоит поставить суду. Мы продолжим следить за развитием событий.