Долой цифровое неравенство: регион намерен всех подключить

В Приангарье около 190 населенных пунктов не имеют сотовой связи и интернета.

Источник: Freepik

Эту цифру озвучили в пресс-центре ИА «Интерфакс» региональный министр цифрового развития и связи Игорь Рыморенко и руководитель Иркутскстата Ирина Иванова. При этом добавив, что 81% населения региона пользуются интернетом каждый день.

Немного о цифровизации нашей жизни путем внедрения в нее портала «Госуслуги». Ранее это был просто сайт для сбора информации о гражданах (по крайней мере, таким его считали люди) и для хранения своих документов в цифровом формате. Но функционал портала все расширялся, и теперь с его помощью можно платить штрафы, регистрировать недвижимость и авто, записывать детей в садики, школы и ссузы, записываться к врачам, получать справки, пособия, проверять недвижимость и так далее. Это очень экономит время: дистанционно предоставляется более 100 услуг, порядка 80% сервисов.

Есть услуги, которые предоставляются только властями Иркутской области. К примеру, получение звания и льгот ветеранов труда. А «Госуслуги» — портал федеральный. Так вот, для получения региональных услуг в Иркутской области есть Центр управления регионами, есть госпаблики — сайты органов власти и администраций муниципалитетов, есть платформа обратной связи. И уже можно не думать, что обращение где-то затеряется. Игорь Рыморенко сказал, что сейчас через все электронные сервисы отвечают реальные чиновники, и отвечают по существу.

Для тех, кто не умеет, не может, не хочет пользоваться электронными платформами, есть старый добрый телефон. По номеру 122 можно получить ответы на свои вопросы и помощь в оформлении каких-либо услуг, бумаг, документов. Сначала ответ от робота с искусственным интеллектом — он обучается. Если бот не нашел ответа на вопрос звонящего, человек будет переключен на реального специалиста, который поможет во всех вопросах: также запишет к врачу, подскажет, как заполнить заявление, запишет на прием в МФЦ и т. д. На этом номере есть даже психолог, и за два месяца своей работы он отработал более 300 обращений!

Чтобы все имели доступ к мобильной связи и интернету, в Иркутской области работает федеральный проект «Информационная инфраструктура» программы «Цифровая экономика». В рамках проекта в 2021 году к сотовой связи с интернетом подключили 13 населенных пунктов, в 2022 году — 10 населенных пунктов (ковид помешал), в 2023 году уже подключено 18 населенных пунктов и еще будет подключено до конца года 25 пунктов.

На 2024 год люди проголосовали за подключение 18 населенных пунктов. Сколько будет выбрано дополнительно по новой региональной программе — неизвестно.

А программа была принята в 2023 году и подразумевает предоставление муниципалитетам субсидий для обеспечения доступа местного населения к мобильной связи и интернету. Вышки должны будут ставить формат не менее стандарта 4G.

Подключение в рамках этих программ ведется в населенных пунктах численностью от 100 до 500 человек. В том числе в северных территориях, где уже есть связь — но спутниковая. Она хуже качеством, чем мобильная, и ее нужно заменить или дополнить.

Статистика спешит нас порадовать: в регионе доступ к интернету есть у 90% семей Иркутской области. Почти весь интернет широкополосный. В 9 случаях из 10 для выхода в сеть используются мобильные телефоны. Наверное, поэтому снижается оснащенность домохозяйств персональными компьютерами: в 2015 году компьютеры были в 76% семей, в 2022 году — в 69%. И все равно по этому показателю Иркутская область находится на третьем месте в СФО после Алтайского края и Новосибирской области. В 2022 году 82% жителей получали государственные и муниципальные услуги через интернет. На «Госуслугах» сейчас зарегистрировано 70% жителей Иркутской области.

Но есть и две ложки дегтя. Первая: 81% населения пользуются интернетом каждый день, однако 12% вообще не пользуются или никогда не пользовались интернетом. Среди причин — в том числе отсутствие технической возможности и высокие затраты на подключение. Именно для них работает программа по устранению цифрового неравенства. Вторая: мошенники. При такой вовлеченности в цифровой мир власти просят население быть внимательным и бдительным, при любом сомнении лучше выйти с сайта или отключить звонок, а затем все проверить и уточнить.