
С переходом Ozon на еженедельный график выплат средний срок нахождения средств селлеров на его счетах вырос на девять дней, достигнув 24. Об этом говорится в письме Российского союза кожевников и обувщиков (РСКО), адресованном комиссии по созданию условий саморегулирования в электронной торговле при Минпромторге. В Минпромторге и РСКО «Ъ» оперативно не ответили. Член комиссии при Минпромторге Руслан Волков пояснил «Ъ», что проблема действительно остается актуальной.
Согласно его подсчетам, средний срок хранения средств на счетах Ozon с конца прошлого года вырос с 15 до 27 дней.
Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров называет тенденцию общей: период отсрочки платежа с начала 2025 года, по его мнению, продлен на неделю.
Волков поясняет, что продавцы получают средства только за уже оплаченные и переданные покупателям товары. Ранее Ozon выплачивал их дважды в месяц: деньги за заказы, врученные с 1-го по 15-е число, приходили до 25-го числа текущего месяца, с 16-го и до конца срока — до 15-го числа следующего месяца. С 11 декабря 2024 года график стал другим. Селлеры получают средства еженедельно, но за период, завершившийся 3,5 недели назад. Так, 29 января продавцы могли получить выплаты за товары, полученные 30 декабря — 5 января.
Селлеры могут перейти на досрочные выплаты, но стоимость услуги составляет 1,19−3,49% от суммы, говорит Волков. В Ozon пояснили «Ъ», что с еженедельным графиком можно быстрее получать и вкладывать деньги в бизнес. Время между расчетным периодом и датой выплат позволяет учесть возвраты и обеспечить выплаты в том числе и зарубежным контрагентам, добавили в компании.
Руслан Волков поясняет, что селлеры столкнулись с увеличением сроков выплат и от Wildberries: в начале прошлого года деньги можно было получить в среднем в течение 5 дней с момента доставки, сейчас — в течение 19.
Наличие задержек от Wildberries зафиксировал и руководитель Института развития предпринимательства и экономики Артур Гафаров: площадка объясняет их техническими сложностями. В объединенной компании Wildberries & Russ пояснили «Ъ», что сроки закреплены офертой и не менялись. На перечисление есть пять рабочих дней: часто средства поступают быстрее, но в некоторых случаях занимают больше времени.
Член общественного совета при Федеральной антимонопольной службе Алексей Кожевников предполагает, что за крупнейшими игроками рынка могут последовать и другие маркетплейсы. По его мнению, мера может быть направлена на увеличение объема собственных оборотных средств. Михаил Бурмистров добавляет, что с ростом процентных ставок по вкладам бизнес заинтересован в том, чтобы дольше хранить средства на банковских счетах. При показателе в 20% уровень еженедельного дохода составляет около 0,4%, поясняет он. Дополнительные отсрочки платежей, по мнению эксперта, характерны не только для маркетплейсов, но и для ритейлеров. Партнер консалтинговой компании One Story Ольга Сумишевская предполагает, что отсрочка выплат может быть продиктована стремлением площадок продвигать собственные дополнительные услуги, в том числе платный досрочный вывод средств.
Артур Гафаров поясняет, что продавцы сами часто используют займы и надеются как можно быстрее получать от интернет-площадок средства, вырученные от продажи товаров. Президент Ассоциации представителей электронной торговли Алексей Москаленко поясняет, что рост издержек из-за увеличения сроков оборачиваемости средств будет закладываться в стоимость товаров. Если подход не поменять, продавцы могут столкнуться с кассовым разрывом. Руслан Волков говорит, что речь идет о росте стоимости товаров на 1−2%.
Партнер юридической группы «Яковлев и партнеры» Алина Тарасова поясняет, что мнение продавцов при изменении графика выплат не учитывается: маркетплейсы могут в одностороннем порядке менять договоры. Оспорить это в суде сложно — потребуется доказать недобросовестность площадок, поясняет юрист. Она уточняет, что маркетплейсы не открывают специальных счетов для продавцов: все средства поступают в собственность компании, а у селлеров лишь право требования.