Машина стоила 700 тысяч рублей, КАСКО — 70 тысяч. Милиция и
приехавшие родственники виновника быстро «нашли общий язык». Его даже на предмет алкогольного опьянения решили не освидетельствовать. Вся надежда оставалась на страховую компанию.
Но та, увы, повела себя… Мягко скажем, не так, как надеялась Ольга. Останки машины оценили в 290 тысяч рублей. Верное слово — именно останки. У «Короллы» заклинило коробку передач, багажник ушел в салон, пробит бензобак, колеса сложились, геометрия кузова, естественно, нарушена, из двигателя вытекло масло. И это еще не все повреждения. То есть восстанавливать нет смысла, но страховая рассудила по-другому. Двухмесячная «Короллла» с учетом амортизации оценивается в 580 тысяч рублей. А то, что после него осталось, было оценено в 290 тысяч рублей, разницу между двумя этими цифрами страховщик согласился заплатить банку. При этом всю сумму кредита выплата не покрыла — Ольга осталась без машины, с грудой железных обломков на руках и долгом. Продавать эти остатки машины и возмещать банку оставшуюся сумму долга девушке было предложено самой. В свое время Ольга специально взяла самую дорогую страховую программу, чтобы, в случае чего, не возиться с документами и быть уверенной в том, что ее расходы компенсируют.
По словам участников страхового рынка, данный случай не является
единичным. Комментируя рыночную ситуацию, Игорь Ямов, заместитель генерального директора «Ингосстраха», говорит о том, что многие страховые компании сейчас практикуют, скажем так, избирательный подход к выплатам: там где есть возможность отказать клиенту или выплатить ему не полную сумму возмещения, этой возможностью непременно воспользуются, потому что денег на полные выплаты у страховых не хватает. Более того, Ямов считает, что до половины страховых компаний в ближайшее время не только станет мухлевать с выплатами, но и полностью прекратит свое существование. Такие компании либо обанкротятся, либо войдут в состав более крупных страховщиков.
В общем-то, это понятно: кризис всех касается. Но с точки зрения простого потребителя ситуация аховая. Купил человек машину в кредит. Вложил часть своих средств, потратился на дорогущий полис КАСКО, чтобы быть уверенным в том, что, если что и случится с его машиной, то у него будет минимум проблем: за все ему заплатят, все отремонтируют. И тут, пожалуйста: продавайте свой металлолом сами, причем обломки, которые в лучшем случае растащат на запчасти, оцениваются в половину стоимости автомобиля. А зачем тогда вообще нужна страховка? Не для банка же мы платим такие большие деньги — по 10% от цены автомобиля каждый год.
И эксперты говорят о том, что в ближайшее время такие случаи будут очень частыми. Так что есть повод задуматься о том, насколько надежна ваша страховая компания. Если есть сомнения — лучше перейти в более надежную. Найти такую просто: Росстрахнадзор теперь публикует «черные» списки неблагонадежных компаний (первый такой список уже составлен, причем туда вошли отнюдь не только мелкие компании, у которых отозваны лицензии, но и гиганты страхового рынка).
Что же делать, если у вас уже есть на руках полис КАСКО, но компания — в черном списке? Конечно, может и обойдется, но для того ли мы покупаем страховку, чтобы надеяться «на авось»?
«Ингосстрах» решил разрядить накаленную ситуацию и предложил рынку новую программу. Суть ее в следующем: если вы живете в Москве и Московской области, срок действия вашего полиса заканчивается через несколько месяцев, и вы переживаете насчет надежности своей страховой компании, то вы можете придти в «Ингосстрах» и заключить с ним новый договор, который будет стоить как годовой, а действовать больше года, что перекроет остаток действия вашей первой страховки.
Цена, естественно, устанавливается на условиях «Ингосстраха», который, как известно, не демпингует, а думает о том, как защищать своих клиентов и реально платить по страховым случаям. Кому-то она может показаться высокой, но всегда есть возможность сэкономить, оформив франшизу в 100-200 долларов.
«Я, кстати, считаю, что полисы без франшизы, в принципе, странная трата со стороны страхователя: очевидно, что выгоднее заплатить 100-200 долларов из своего кармана и значительно снизить при этом цену страховки», — рассуждает Виталий Княгиничев, директор департамента комплексного страхования «Ингосстраха».
Точные условия договора будут зависеть от каждого конкретного случая: для каких-то иномарок возможны и семь месяцев дополнительного страхования.
Что ж, приятно, когда за твои ошибки готов расплачиваться кто-то другой. Вдвойне ценно, если подобные предложения поступают в непростые кризисные времена.
Николай Смирнов
На правах рекламы