Тен: Поправки в закон о Байкале становятся лучше из-за широкого общественного обсуждения

Выездные мероприятия депутатов Госдумы прошли в Бурятии и Иркутской области.

Источник: Reuters

Непосредственно по поручению председателя Государственной Думы Вячеслава Володина с 20 по 24 августа в Республике Бурятия и в Иркутской области прошли выездные мероприятия комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды и Межфракционной рабочей группы «Байкал». В работе принимали участие экологи, общественники, эксперты, средства массовой информации. Встречи с жителями прошли в Прибайкальском, Баргузинском, Кабанском районах Бурятии, в Слюдянском, Иркутском, Ольхонском районах Иркутской области. Об этом ИА IrkutskMedia сообщили в пресс-службе депутата ГД РФ Сергея Тена.

Парламентарии обсуждали с жителями регионов насущные проблемы и законодательные инициативы в отношении Байкальской природной территории, которые готовятся к рассмотрению во втором чтении в российском парламенте.

«В ходе общения с жителями, с главами поселений мы убедились, что всех накопившихся проблем на Байкале за один раз одним законопроектом не решить. Не все из них требуют изменений в 94 Федеральный закон “Об охране озера Байкал”. Но есть ряд предложений, которые мы будем вносить ко второму чтению, в обязательном порядке обсуждать», — отмечает первый заместитель комитета Государственной Думы РФ по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям, руководитель МРГ «Байкал» Сергей Тен.

На итоговом заседании в правительстве Иркутской области с участием губернатора региона Игоря Кобзева и главы Бурятии Алексея Цыденова, Тен обозначил основные наказы людей.

«Граждане, семьи, целые поселки не могут с 2001 года оформить в собственность землю, на которой они живут столетиями. Земля находится в аренде, люди не могут пользоваться президентскими программами, не работает сельская ипотека, программа материнского капитала и так далее. И это при том, что оборот земель внутри границ населенного пункта не влияет на природоохранные ограничения и запреты. Как нам подсказали коллеги по транспортному цеху — для того, чтобы реконструировать аварийные мосты, строить новые, вводить в эксплуатацию уже практически завершенные объекты, развивать дорожную инфраструктуру — для этого требуется перевод земли в земли транспорта в соответствии с утвержденной проектной документацией. Это, конечно, также необходимо включать в текст законопроекта ко второму чтению. Звучали и конкретные предложения в отношении лесовосстановления на Байкале, что оно должно производиться способами, не допускающими эрозию почв, быть непропорциональным, условно, вместо одной срубленной осины следует высаживать две сосны или два кедра. Проработаем этот вопрос с Рослесхозом», — резюмирует депутат.

В отношении иркутской ОЭЗ «Ворота Байкала» парламентариям поступило предложение о возможности ее увеличения за счет земель населенных пунктов. При этом законопроект прямо запрещает — и это твердая изначальная позиция инициаторов комплексных поправок — создание на Байкале новых ОЭЗ. Отдельный блок вопросов — это вопросы национальных парков, разграничения собственности на Ольхоне и вытекающих из них социальных проблем. Здесь решения требуют времени и будут непростыми, сошлись во мнении участники совещания.

Наконец, в части законопроекта по ограничению пластика на Байкале, после консультаций, будут инициированы поправки, которые на первом этапе ограничат действия закона центральной экологической зоной и только одноразовой посудой в местах общепита.

Из готовящихся сейчас ко второму чтению законопроектов в отношении Байкала сейчас в Госдуме также находится законопроект «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона “Об охране озера Байкал”» (в части защиты озера Байкал от загрязнения фосфатсодержащими средствами).

На площадке МРГ «Байкал» также разработаны поправки в Водный кодекс, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовный кодекс.

«Этими поправками мы предлагаем ввести в законодательство отдельный и абсолютно новый объект административно-правовой и уголовно-правовой защиты окружающей среды — центральную экологическую зону Байкальской природной территории. Такого в законодательстве об охране озера еще не было, но в целом здесь есть сходство с таким объектом защиты закона как особо охраняемые природные территории», — отметил Сергей Тен.

Он также подчеркнул, что сейчас природоохранные нарушения на большей части Байкала, его центральной экологической зоны не отличаются по степени своей тяжести и законодательной опасности от нарушений на берегу какого-нибудь пруда или ручья в обычной деревне. И так быть не должно. По словам парламентария, Байкал нужно охранять, любить и беречь, но все должно быть обусловлено единственной формулой: гармоничным развитием человека и природы.