В Екатеринбурге впервые с 2014 года начали штрафовать за неоплату парковки

Платные парковочные места в Екатеринбурге создали еще в 2014 году, но многие автомобилисты до последнего времени пользовались ими даром.

Источник: "Российская газета"

Платные парковочные места в Екатеринбурге создали еще в 2014 году, но многие автомобилисты до последнего времени пользовались ими даром: услугу паркинга оплачивали не более 10−20 процентов самых ответственных автовладельцев.

Как вышло, что горадминистрация, вложив значительные средства в оборудование, долгое время не могла довести задуманное до логического завершения, эксперты недоумевают до сих пор. Проблема заключалась во взаимодействии мэрии с ГИБДД — последняя не предоставляла муниципалитету данные автовладельцев, а без этого штрафовать неплательщиков было невозможно, и они это быстро поняли. Лишь четыре года назад канал передачи данных заработал, в 2021-м усилили административную ответственность для нарушителей, и вот наконец система штрафования включилась.

Массовая рассылка квитанций о штрафах за неоплату услуги парковки началась только в середине сентября, однако, как рассказал уральский автоэксперт, руководитель общественного центра «Автомобилист» Максим Едрышов, горожанам выписали уже несколько тысяч постановлений. Люди не на шутку перепугались: размер штрафа немаленький — 1000 рублей. А что если их начнут взимать и за прошлые прегрешения?

В городе 2604 платных парковочных места, к 2023 году их число вырастет до 10 тысяч в пределах малого транспортного кольца. Оплата составляет всего 30 рублей в час, а уровень загрузки паркинга на некоторых участках улично-дорожной сети достигает 100 процентов. С осени прошлого года мы привлекаем нарушителей к ответственности в автоматическом режиме.

отмечает замглавы Екатеринбурга Алексей Бубнов.

Это стало возможно благодаря внесению изменений в закон 52-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области», в котором появился пункт, разрешающий штрафовать водителей за неоплату парковок на основе автоматической фиксации. Для этого в областной столице внедрили систему фото- и видеофиксации нарушений «Паркон», штрафы же назначает созданная в мэрии административная комиссия.

В Тюмени плату берут только с семи утра до семи вечера в рабочие дни. Однако и санкции для неплательщиков более жесткие: штраф равен 2500 рублям, а при повторном нарушении его увеличивают вдвое.

Не заметить платную парковку сложно: при въезде в особую зону висит знак, а рядом установлен паркомат, через который производят оплату банковской или транспортной Е-картой (с подключенным тарифом «Электронный кошелек»). Наличными средствами можно расплатиться только в специальном терминале — адрес ближайшего указан на паркомате. Но есть и другие варианты расчета: отправить СМС на короткий номер, использовать мобильное приложение «Госпарковки», так что отсутствие возможностей для оплаты — точно не аргумент.

— Рано или поздно это должно было произойти, — комментирует начавшееся закручивание гаек Максим Едрышов. — Горадминистрация ежегодно тратит десятки миллионов рублей на оборудование платных машино-мест. Во многих городах, например Перми, Казани, система штрафования заработала сразу же с вводом таких автостоянок, а екатеринбуржцы за семь с половиной лет уже и забыли, что парковку нужно оплачивать.

Изменится ли в итоге отношение автолюбителей? Из тех, кого мы опросили, большинство пока платить не собирается — возможно, до первого штрафа. Некоторые настроены и вовсе очень негативно, отмечая, что дело даже не в слабом контроле, а в принципиальных подходах к организации этой услуги. В частности, не продумана тарифная политика (машино-место стоит одинаково в любое время и день недели), к тому же в центре города практически нет альтернативы.

— Парковаться просто негде. И если уж речь о платной парковке, я охотнее поставлю машину в паркинг торгового или офисного центра — там безопаснее, — считает местный житель Никита Румянцев. — Например, в Тюмени парковочных мест гораздо больше, и, что важно, они в основном бесплатные благодаря налаженной инфраструктуре.

Впрочем, власти Тюмени тоже на днях объявили о расширении зоны платной парковки — до 3257 машино-мест в этом году (сейчас их 1600). Но здесь установлен более гибкий тариф: плату берут с семи утра до семи вечера в рабочие дни, в остальное время, а также в выходные и праздники можно парковаться бесплатно. Однако и санкции для неплательщиков более жесткие: штраф равен 2500 рублям, а при повторном нарушении его увеличивают вдвое. Проблем с взысканием, кстати, в Тюмени нет.

В мэрии Екатеринбурга, призывая автомобилистов к ответственности, подчеркивают, что поступающие от оплаты парковки средства расходуются на социальные программы. Впрочем, пока город на этом ничего не заработал: год назад в мэрии сообщали, что за 9 месяцев доход составил всего четыре миллиона рублей, тогда как затраты на обслуживание оборудования значительно выше. Тем временем бюджет Тюмени в 2021 году получил от платных парковок более 17 миллионов. Впрочем, доход — не главная цель этого проекта. В первую очередь власти ставят задачу разгрузить центральные улицы от припаркованного по обочинам личного транспорта.