Зачем школьникам черчение?

Заместитель директора инженерно-строительного факультета ТОГУ Иван Шипелёв о том, что новый предмет поможет восполнить дефицит инженеров в стране.

Источник: Reuters

Заместитель директора инженерно-строительного факультета ТОГУ Иван Шипелёв о том, что новый предмет поможет восполнить дефицит инженеров в стране:

— Начиная со следующего года по поручению президента России Владимира Путина во все российские школы возвращается урок черчения. Как отдельный предмет его не преподавали с 2019 года. Ознакомиться с основами черчения школьники могли лишь на небольшом курсе в рамках дисциплины «Технология». Отмена предмета заметно сказалась как на высших учебных заведениях, так и на инженерно-строительной отрасли в целом. Стала заметна тенденция: студенты приходят в профильные вузы, они буквально не умеют пользоваться линейкой и карандашом. Я считаю, что во многом причина тому — отсутствие на уровне школьного образования базового курса по черчению. При чем неумение пользоваться линейкой — не самое страшное. Отсутствие черчения в школах не дает ребятам необходимого представления о инженерных профессиях.
Подчеркну: это влияет на недобор на инженерные специальности. За последние два года мы очень сильно просели по этому пункту. Потому что у учеников не формируются фундаментальные знания о профессиях, связанных со строительной и инженерной отраслями.

Черчение позволяет научиться читать чертежи, познакомиться с процессом их создания. Это крайне важная дисциплина. Учить всему этому нужно со школы, чтобы мы в высших учебных заведениях, основываясь на их первоначальных знаниях и умениях, могли давать более продвинутые вещи в инженерных направлениях подготовки.

Сложно сказать, с какого класса необходимо вводить черчение в образовательную программу. Также сложно понять о количестве часов, которого будет достаточно для усвоения базовых знаний предмета. Из своего опыта скажу, что нам преподавалось черчение с пятого класса. Я считаю, что предмет нужно вводить с 5−7 классов. Тогда, когда дети уже немного начинают задумываться о том, кем они хотят стать в будущем.


Важно, что мы возвращаемся к преподаванию черчения в школах. Есть надежда, что это позволит увеличить набор на инженерные специальности в вузах, повлияет на контрольные цифры приема. Основы черчения нужны, например, абитуриентам, которые поступают на архитектурный факультет, на дизайн. В качестве вступительного испытания они сдают рисунок, однако и там есть элементы черчения. Поэтому, чем раньше мы сможем знакомить детей с основами дисциплины, тем больше вероятность их осознанного профессионального определения.