Что могут «сборщики»? Главный пристав — о границах дозволенного коллекторам

О правах и обязанностях коллекторов рассказал главный судебный пристав Хабаровского края и ЕАО Анатолий Касьяненко.

Источник: УФССП по Хабаровскому краю и ЕАО

Сколько раз в день могут звонить коллекторы? Могут ли они преследовать знакомых должника? Как найти управу на тех из них, кто явно нарушает закон?

О правах и обязанностях коллекторов рассказал руководитель Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области — главный судебный пристав Хабаровского края и Еврейской автономной области Анатолий Касьяненко.

«Можно» и «нельзя»

— Анатолий Анатольевич, объясните нам, кого сегодня называют коллекторами?

— Старое значение этого слова — «сборщик», а сегодня это специалист, который в рамках действующего законодательства осуществляет функции по возврату просроченной задолженности. Важно отметить, что так называемые коллекторы занимаются досудебной, а также судебной практикой.

— Существуют ли законодательные акты, регламентирующие действия со стороны коллекторов?

— Да, безусловно. Правовые основы деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц, возникшей из денежных обязательств, установлены Федеральным законом от 03.07.2016 № 230ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон “О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях”. В данном Федеральном законе прописаны все законные действия коллекторов.

На что коллекторы имеют право, а что им запрещено?

— Коллекторы не имеют право совершать более одного звонка в сутки, двух в неделю и более восьми в месяц. Звонить коллекторы могут с 8:00 до 22:00 в рабочие дни и с 9:00 до 20:00 в выходные и праздничные дни. Очные встречи с должником не могут проводиться чаще одного раза в неделю. При контактах представители организаций, уполномоченных на возврат просроченной задолженности, обязаны называть свою фамилию, имя, отчество, должность и наименование кредитора.

Когда заёмщик берёт деньги, он заполняет формализованную анкету, где указывает контактные телефоны своих родных и друзей. В ситуации, если к делу подключаются коллекторы, банк или микрофинансовые организации передают им все указанные в анкете телефоны. В отношении третьих лиц есть очень жёсткая норма: если коллектор позвонил и ему сказали, что этот телефон не принадлежит должнику, звонки на этот номер телефона немедленно должны прекратиться.

Также коллекторы не имеют право вводить должника или иных лиц в заблуждение относительно суммы задолженности. И, конечно, не допускается применение или угрозы применения физической силы, угрозы убийства, причинения вреда здоровью, уничтожения или повреждения имущества, оказание психологического давления.

Наказания для коллекторов

Что грозит коллекторам, которые нарушают правила работы? Есть ли реальные факты наказаний?

— За нарушение установленного порядка взаимодействия коллекторов с должниками и третьими лицами привлекают к административной ответственности, предусмотренной статьёй 14.57 КоАП РФ «Нарушение требований законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности». В случае установления в действиях правонарушителей состава уголовного преступления материалы проверки передаются в органы внутренних дел, где применяются меры в соответствии с компетенцией МВД России.

Реальных фактов наказания достаточно много. Например, гражданка обратилась в службу судебных приставов с заявлением о неправомерных действиях коллекторов. Её муж взял кредит и нарушил сроки оплаты. Кредитная организация без согласия должника совершала звонки по месту работы его жены. Сотрудники отдела ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности, провели проверку.

В результате в отношении организации был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.57 КоАП РФ «“Нарушение требований законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности”. Должностным лицом Главного управления юридическое лицо привлечено к административной ответственности с назначением штрафа в размере 50 тыс. рублей.

Как гражданам доказать, что коллекторы нарушают закон? Нужно ли собрать какие-либо доказательства перед тем, как обратиться к Вам за защитой?

— Граждане могут подать жалобу на недобросовестных коллекторов в службу судебных приставов. По каждому обращению проводится проверка, и в случае установления нарушений виновных привлекают к административной ответственности. К жалобе желательно приобщить детализацию телефонных звонков, скриншоты СМС-сообщений, аудиозаписи телефонных переговоров, копии извещений. Такие доказательства позволят сотруднику оперативно рассмотреть обращение и принять меры к нарушителям закона в рамках представленной компетенции.

Интересно узнать, изменилось ли количество обращений должников, столкнувшихся с коллекторами, за последние годы?

— За 8 месяцев 2023 года Главным управлением рассмотрено 171 обращение, содержащие доводы о возможных нарушениях прав и законных интересов граждан при возврате просроченной задолженности, выразившихся в необоснованном, по мнению заявителей, беспокойстве их (либо третьих лиц) частыми телефонными звонками, СМС-сообщениями и о иных нарушениях.

По результатам рассмотрения обращений составлено 30 протоколов об административных правонарушениях. Должностными лицами Главного управления рассмотрено 29 административных дел с назначением административных штрафом на общую сумму 1 млн. 600 тыс. рублей. Количество обращений по сравнение с аналогичным периодом прошлого года не увеличилось.