Трасса особого значения: Что даст транспортный коридор «Россия» Петербургу

Экономисты, эксперты и блогеры оценили возможности масштабного проекта.

Источник: Комсомольская правда

Единый транспортный коридор «Россия» — это основа для развития туризма, связи логистических, аграрных и производственных центров страны. Об этом еще в сентябре 2023 года на полях ВЭФ-2023 заявлял глава государства Владимир Путин. Проект многообещающий и дорогой. На его реализацию, по словам вице-премьера Марата Хуснуллина потребуется порядка 500 млрд. рублей. Вместе с экспертами мы решили разобраться, насколько важен и необходим коридор «Россия» на самом деле, а также, что стране и городу даст трасса Петербург — Владивосток.

СУПЕРТРАССА ОСОБОГО ЗНАЧЕНИЯ.

Коридор «Россия» свяжет две максимально удаленные друг от друга точки — Санкт-Петербург и Владивосток, и пройдет через рекордное число часовых поясов. Связать Восток и Запад такой огромной страны — это задача колоссального масштаба. И по мнению депутата Госдумы, члена Комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Александра Толмачева, нам это по плечу:

— Супертрасса имеет особое значение. Во-первых, экономическое. После перемен, которые произошли в российской и мировой экономике, полностью перестроились логистические схемы. Грузоперевозки пошли по новым маршрутам. Возросла роль автомобильных грузоперевозок. В этом контексте повысилось значение автодорог для снабжения Петербурга. Если ряд товаров ранее поступал морским путем, то теперь необходим надежный автомобильный транспортный канал. Трасса «Россия» и есть этот канал. Более того, транснациональный коридор станет связующей нитью, на которую будет нанизано множество новых проектов для каждого региона, где она пройдет.

Но другие эксперты подчеркивают, что роль транснационального коридора гораздо шире, чем просто инфраструктурная. Управляющий партнер экспертной группы «Механика финансов» Константин Зусманович считает, что проект необходим не только для расширения автомобильных потоков, но и укрепления экономических связей.

— Именно логистика часто является узким звеном, и особенно эта проблема актуальна для нашего Дальнего Востока. Вслед за экономическими связями крепнут социальные и культурные, что также положительно сказывается на экономике регионов и даже их безопасности.

СЛОЖНЫЙ РЕЛЬЕФ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА.

К концу года будет открыт участок трассы до Казани, а за следующий 2024 год планируется продлить ее до Екатеринбурга. Для таких грандиозных проектов данные сроки- фантастика. Если же говорить о продлении трассы до Владивостока, то даже 10 лет недостаточно, рассуждает Роман Ковригин, блогер, путешественник, создатель проекта «Сделано у нас».

— Там очень сложный рельеф и природные условия для строительства. И в связи с этим сумму в 500 млрд. рублей, озвученную Хуснулиным, считаю слишком оптимистичной. Но свою оценку дать не могу, нужно дождаться завершения проработки проекта и его одобрения Главгосэкспертизой.

Есть опасения, о них, в частности говорит Константин Зусманович, что могут пострадать более мелкие логистические и транспортные маршруты, расположенные вблизи от транспортного коридора. Ковригин видит этот вопрос под иным углом: он считает, что на многих участках коридор будет пролегать по существующим трассам, но значительно модернизированным. То есть, страдать более мелкие маршруты точно не будут.

— Недавно я проехал от Иркутска до Владивостока, и увидел, что даже существующая двухполосная дорога там не слишком загружена. Строить новую параллельную трассу нет смысла.

Глобально перестраивать, вероятно, придется многие участки трассы. Создатель проекта «Сделано у нас» напоминает, что при строительстве трассы Чита-Хабаровск была допущена ошибка в проектировании, что привело к просадке грунта, известному как «Волны Амура».

— Работы строителям там хватит. Но сносить дома и трогать заповедные места не придется, — резюмирует блогер.

«РОССИЯ» ДЛЯ ПЕТЕРБУРГА.

Для Петербурга, портового города, коридор «Россия» мог бы стать прекрасным выходом из сложной ситуации, которая сложилась после введенных санкций. Если раньше мы были полностью ориентированы на Запад, то сегодня эти связи сократились или прервались.

Вадим Капусткин отмечает, если будет такая дорога, это позволит переориентировать потоки из нашего региона в Дальний Восток, Китай, Азию, что, скорее всего, даст серьезный импульс развитию внешнеторговых связей Петербурга и области.

Более тесное сотрудничество Санкт-Петербурга с Дальним Востоком России может иметь несколько положительных эффектов, особенно в условиях санкций и изменений в мировой политической ситуации, уверен кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента, директор образовательной программы «Менеджмент» РАНХиГС Санкт-Петербург Вадим Кудряшов.

— Сотрудничество между Санкт-Петербургом и Дальним Востоком может содействовать расширению торговых потоков между регионами. Это может включать в себя обмен товарами, услугами и ресурсами, а также поддержку экспорта и импорта.

СПРАВКА «КП».

Транспортный коридор «Россия» протянется от Санкт-Петербурга до Владивостока и пройдет через Новосибирск, Иркутск и Читу. Коридор включает в себя трассы М-11 от Санкт-Петербурга до Москвы, подмосковный ЦКАД, а также М-12 Москва—Казань.