Низкий поклон. Долгожданная развязка на севере Петербурга уйдет под землю вместе с трамваем

Стало известно, какие тоннели построят для Поклонногорской развязки в Петербурге.

8

В Петербурге на общественные обсуждения представили проект планировки для строительства долгожданной Поклонногорской развязки. Этот непростой клубок упаковывают под землю вместе с рельсами.

Сам проект планировки для развязки на пересечении Поклонногорской улицы и проспектов Энгельса, Северного и Тореза разработал институт «Севзапинжтехнология». В него попадают 17 гектаров, все они на той самой Поклонной горе. То есть: «Высота холма составляет до 40 м, диаметр 550−600 м, склоны частично нивелированы при застройке. На западных склонах — сады и зоны отдыха, восточные склоны застроены 9−30-этажными современными жилыми зданиями 90-х и 2000-х годов постройки и несколькими старыми 1−3-этажными домами». Задача — связать уже перечисленные улицы, а также Выборгское шоссе, Есенина и Сикейроса.

В 2017 году была открыта первая очередь развязки — Поклонногорский путепровод, обеспечивающий дополнительную связь Выборгского и Приморского районов. Тогда же запустили проектирование второй очереди. Судьбу объекта обсуждали в начале прошлого года и называли ориентировочную стоимость строительства — почти 24 млрд. Однако определенности по срокам с тех пор не появилось, хотя сама развязка стабильно находилась в бюджетном разделе «Проектирование». О проекте планировки для второй очереди развязки стало известно в начале октября.

Пробки.

В обосновании проекта много сопроводительной информации, от геодезической до метеорологической, эпичности в ней хватает: «Зимой с востока и юго-востока на территорию приходит холод выстывшего континента, а с запада тепло, накопленное морями». Но если ближе к земле — придется снести автосервис на Выборгском шоссе, частично переложить инженерные сети. Кроме того, не заладится жизнь у одной из АЗС: она окажется в пяти метрах от проезжей части, к тому же из-за строящегося тоннеля перепад высот составит десять метров — при таких условиях колонки работать не могут.

Для кого-то может оказаться сюрпризом, но здесь много чего охраняется от строительного вмешательства: это и прибрежный рельеф Суздальских озер, и визуальное направление на долину Верхнего Суздальского озера с привычным уклоном, и историческая планировочная структура (то есть сами существующие дороги). «В границах проектирования частично располагаются объекты всемирного культурного наследия ЮНЕСКО: Выборгская дорога (шоссе)», — говорится в документации. Не говоря уже про скверы и парки, включая сад Юннатов: в них развязка не вторгается, но сети придется перекладывать и там.

«В месте пересечения (планируемого) автомобильного тоннеля транспортной развязки сооружения метрополитена расположены на глубине более 70 м от верха обделки до поверхности земли», — пишут проектировщики. Так что все еще придется согласовать с подземкой, дабы не навредить ничем перегону «Удельная» — «Озерки». В целом они называют транспортную обеспеченность Выборгского района удовлетворительной, благодаря этим станциям, а также «Парнасу» и «Проспекту Просвещения». «Однако территория района слишком велика, существующих станций метро явно недостаточно, — пишут в обосновании. — Владельцы личного автотранспорта, выезжая из района в центр города, вынуждены простаивать в длительных пробках. Имеющиеся развязки на выезде из северных районов не справляются с нагрузкой, и в час пик автотранспорт “стоит” на площади Мужества, Светлановской площади и площади Ленина».

Собственно, перекресток на пересечении пр. Энгельса, Поклонногорской ул., пр. Тореза, Северного пр. и Выборгского шоссе является одним из самых сложных узлов на севере города.

«Неоднократная его реконструкция (каждые 3−5 лет), изменение режимов работы светофоров практически не меняют ситуации. Пропускная способность данного пересечения полностью исчерпана на участке пр. Энгельса, являющегося продолжением двух автомобильных федеральных дорог (а/д “Сортавала” Р-33 и а/д “Скандинавия” Е-95), в пределах данного пересечения наблюдаются автомобильные заторы, — сообщают в пояснительной записке. — Генеральным планом Санкт-Петербурга предусмотрена пробивка продолжения Северного проспекта (одной из дуговых магистралей северной части города). Основным створом для устройства планируемой путепроводной развязки принята Поклонногорская улица».

Тоннели.

Саму развязку строить будут в два этапа. Первый — тоннельный переход в створе Поклонногорской ул. и Северного пр., по две полосы движения в каждую сторону, протяженность составит почти километр. Встречные потоки разделены сплошной стеной, есть служебные проходы по бокам, но пешеходное движение запрещено, «организация велосипедного движения в границах рассматриваемой территории не предусматривается». «В рамках первого этапа строительства предусмотрены организация правого поворота с Поклонногорской ул. на пр. Энгельса, правого поворота со стороны Северного пр. на пр. Энгельса. Плановое положение трамвайных путей остается существующим», — уточняют в проекте.

Второй этап — это развязка на пересечении пр. Энгельса и Выборгского шоссе, а также тоннельные переходы в створе пр. Энгельса — Северный пр. и пр. Энгельса — пр. Тореза.

Развязка предусматривает:

  • сдвижка оси Выборгского шоссе (направление в город) в сторону Суздальских озер;
  • Выборгское шоссе (направление в область) в районе пересечения с пр. Энгельса остается в существующих отметках;
  • направление пр. Энгельса (в город) в районе пересечения с Выборгским шоссе спускается под Выборгское шоссе вместе с трамвайными путями с устройством тоннеля и подпорных стенок. В этом узле предусматривается переустройство трамвайных путей.

На пересечении Энгельса, Тореза, Поклонногорской и Северного ждут такого развития событий:

  • пр. Энгельса и пр. Тореза остаются на существующих отметках;
  • устройство тоннельного перехода на направлении Выборгское шоссе — пр. Тореза с устройством подпорных стенок;
  • устройство тоннельного перехода на направлении Выборгское шоссе — Северный пр. с устройством подпорных стенок.

Конкретно назвать сроки или тем более стоимость этого огромного проекта сейчас сложно, упомянутые выше 24 млрд — информация устаревшая и приблизительная. Адресная инвестиционная программа, в рамках которой строят такие объекты, упакована в проект бюджета несколькими тематическим блоками, без разбивки на адреса. Но есть действующее постановление о пообъектном распределении средств внутри нее, его время от времени правят и подгоняют под принятый бюджет. Прямо сейчас вторая очередь Поклонногорской развязки там так и значится в главе «Проектирование» со сроком 2008−2024.

Николай Кудин, «Фонтанка.ру».