А зачем вам метро? В Генплане не хотят видеть линию до Шушар, но хотят — до «Экспофорума»

В Петербурге рекомендовали не вносить в Генплан станцию метро в Шушарах.
8

В Петербурге депутаты решили, что именно успеют изменить в проекте Генерального плана города на флажке. Помните предложение про метро в «Экспофорум» и в Шушары? Не все так просто.

Комиссия ЗакСа по градостроительству, земельным и имущественным вопросам заседала 12 декабря. «Фонтанка» посмотрела на проект решения — то есть на список поправок к проекту Генплана, которые завтра рекомендуют поддержать или отклонить. Саммит «Россия-Африка», судя по всему, никого насчет Шушар не убедил.

Чего ждали

Напомним, еще на стадии создания новой версии Генплана профильная комиссия собирала предложения путем общественных обсуждений. Одним из них было — дорисовать схему метро двузубой вилкой на юге.

Правый зуб — это ветка от будущей станции «Витебский проспект» еще более будущей кольцевой линии метро на юг. По идее, она должна была двигаться через пересадку со «Звездной» и — внимание — на станцию «Центральная усадьба», которая, судя по иллюстративному материалу, прописана посреди поселка Шушары.

Транспортное обеспечение активно застраивающихся Шушар — это одна из самых острых отраслевых проблем города. Инфраструктура хронически не успевает за квадратными метрами жилья, так что ДТП или снегопад могут превратить стояние на Московском шоссе в отдельный поджанр хоррора. Насколько транспортная система Шушар герметична, показал недавний саммит «Россия-Африка», который директивно перекрывал выезды и въезды в поселок, что потребовало от местных жителей дисциплины и готовности отказаться от автомобиля.

После Шушар предложенная линия доходила до депо и станции «Экспофорум» с депо, где встречалась с «левым зубом вилки»: он шел от нынешней станции метро «Проспект Ветеранов» через Пулково все к тому же «Экспофоруму».

Дотянуть подземку до аэропорта — это вообще отдельная и многолетняя история для Смольного. Пока был жив проект наземного «Аэроэкспресса», метро в Пулково рассматривалось как дополнительная опция. Теперь никакого экспресса нет, но обсуждаются и частично реализуются другие варианты: включение аэропорта в одно из полуколец городской электрички от РЖД, концессионный трамвай с участием Газпромбанка — и подземка от «Проспекта Ветеранов».

«Ручка» этой вилки шла дальше — вдоль Киевского шоссе до города-спутника Южный. Эту территорию застраивает «Старт-Девелопмент», который в свое время тоже предлагал построить метро к ней через аэропорт на принципе концессии. Комиссия по подготовке Генплана всю эту конструкцию учла в собственной редакции, так значится в протоколе.

Что получили

Тем не менее сейчас в проекте Генерального плана, который прошел первое чтение, есть все тот же перегон метро от «Проспекта Ветеранов» через «Ульянку» и «Авиагородок» до «Пулково». Но никакой вилки. Красная полоса, которая тянется вдоль Киевского шоссе, — это трамвай до Южного, который в проект Генплана как раз вписали. В списке линий метро и станций тоже не просматривается забота о Шушарах и Южном.

Но ко второму чтению депутаты подали более 60 поправок, и в том числе по этому вопросу. Две пришли от депутата Дмитрия Павлова, одна — от партии «Яблоко». Начнем с той, которую комиссия рекомендовала одобрить. Под номером 29 Дмитрий Павлов предложил дополнить перечень линий метро еще одним пунктом: «от станции “Пулково” до Электродепо метрополитена, расположенного по адресу: пос. Шушары, территория СПК Детскосельский, включая станцию “Экспофорум”. Срок реализации — “расчетный”, то есть до 2040 года.

По сути, речь идет о том, чтобы довести левый зуб вилки до логического завершения — до «Экспофорума» и небольшого хвоста за ним к депо. На картинке внизу можно посмотреть, где это.

Павлов пояснил, что цель — обеспечить пассажирским транспортом кампус СПбГУ Технологической долины «Невская Дельта» (научный центр университета). Соглашение о создании центра подписали два года назад на ПМЭФ, «Фонтанка» показывала, как там все должно выглядеть.

Депо в южных предместьях Шушар — это не то же самое, что станция для пассажиров. Поэтому вторая поправка Павлова, под номером 33, касалась как раз места под станцию метро непосредственно в поселке (напомним, одноименная существующая станция, мягко говоря, в стороне). Речь в целом о территории, ограниченной Пушкинской улицей, Витебским проспектом и Чудовской улицей, никакой отдельной линии к ней не нарисовано, задача — зарезервировать участок.

Под номером 62 свою поправку подал Борис Вишневский, она отличается от идеи Павлова. Депутат предлагал утвердить линию метро от станции «Купчино» до Шушар, где построить станцию «в юго-западной части квартала, ограниченного Окуловской улицей с севера, Новгородским проспектом с востока, Первомайской улицей с юга и Старорусским проспектом с запада».

Это точечный проект, не привязанный к далеко идущим планам, — просто чтобы вывезти шушарцев. Поезд, как предлагал депутат, должен от «Купчино» до КАД ехать над землей, а перед поворотом на Шушары — нырять.

Обе поправки комиссия рекомендовала отклонить. Судя по проекту Генплана и уже идущему строительству, и Шушары, и Южный сейчас станут абонентами трамвайных линий. Бориса Вишневского смущает уровень загрузки: концессионный трамвай должен будет обслуживать помимо 100 тысяч шушарцев еще и жителей Славянки и жителей Пушкинского района в целом. И привозить он всех будет все к той же станции метро «Купчино» — именно поэтому депутат предлагал продлить саму Московско-Петроградскую линию на одну станцию.

Впрочем, надо понимать, что баталии идут вокруг станций и линий, у которых в любом случае было бы мало шансов появиться в обозримом будущем. «Фонтанка» неоднократно писала о том, с каким трудом раскачивается метростроительная отрасль в Петербурге. Пока промежуточным успехом считается тестовый запуск проходческого щита на Красносельско-Калининской линии в сторону «Каретной» или эксплуатация «Надежды» на Невско-Василеостровской линии в сторону «Каменки». В политическом смысле главной задачей является сдать в 2024 году хотя бы те станции, что обещаны много лет назад: «Горный институт», «Казаковскую», «Путиловскую» и «Театральную» (но без выхода на поверхность).

Николай Кудин, «Фонтанка.ру».