Картина дняПолитикаЭкономикаОбществоПроисшествияСВОФинансыСпортВфокусеПогодаКурсыСделано в России

Что представит страна-партнер на «Иннопроме» в этом году

5 июля 2023,источник: "Российская газета"

Страной-партнером «Иннопрома» в этом году стала Беларусь.

Национальная экспозиция республики, которая станет доступна для осмотра с 10 июля, занимает 3093 квадратных метра: 130 компаний, 426 экспонатов. Так, концерн «Белнефтехим» представит удобрения, полиэфирные нити, полимерные композиты, «Беллегпром» — спецодежду, обувь, галантерею. Отдельные стенды подготовили БелАЗ, «Амкодор», «Гомсельмаш», «Белкоммунмаш», МТЗ, МАЗ, БАТЭ, причем 22 единицы техники демонстрируются в виде натурных образцов.

Для Среднего Урала Беларусь, как говорится, старый друг, который лучше новых двух. Надежные, проверенные двусторонние связи существуют с 1997 года. В очередной раз соглашение о сотрудничестве обновили в 2022-м. По словам губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева, сейчас самое главное — укрепление промкооперации и обретение импортонезависимости.

Так, уральские горняки уже не мыслят себя без белорусских карьерных самосвалов. Первые БелАЗы появились в Асбесте еще в 1968 году. За эти годы на них перевезли свыше 1,5 миллиарда тонн породы на Баженовском месторождении. Сегодня их более 30 модификаций: 30-, 50- и 130-тонные, а также поливомоечные, пескоразбрасывающие машины, тягачи.

— Три последних 130-тонника мы приобрели благодаря соглашениям, подписанным на «Иннопроме». Вся техника названа в честь знаменитых заводчан, — отмечает замдиректора автотранспортного предприятия «Ураласбеста» Вячеслав Смирнов.

В марте Уральский дизель-моторный завод заключил договор на производство 350 двигателей для 220-тонных БелАЗов. Если раньше такую продукцию закупали в дальнем зарубежье, то теперь ее будут собирать в Екатеринбурге с применением белорусских компонентов. Кроме того, БелАЗ, МАЗ, «Гомсельмаш» заинтересовались гидравликой «Пневмостроймашины». Вынашиваются планы создания совместного производства гидравлических насосов для карьерной и тракторной техники.

Налажено эффективное взаимодействие и в энергетике. К примеру, Уральский турбинный завод в 2022 году завершил крупную поставку на реконструируемую Минскую ТЭЦ-3, а «Уралгидромаш» отправил двигатели на новую Белорусскую АЭС. Из-за санкций партнерам очень интересны электрооборудование и системы АСУ, которые могут заменить импортные.

При обновлении общественного транспорта Белоруссия тоже выступает одним из ключевых партнеров Свердловской области: всем екатеринбуржцам хорошо известны минские автобусы на газовом двигателе, а к 300-летию столицы Урала началась поставка троллейбусов от «Белкоммунмаша». Всего в контракте 50 машин, первая партия из 10 «рогатых» пришла 11 мая. Все — с системой автономного хода, что позволяет ездить в районах без контактной сети.

Подставили плечо белорусы и коммунальщикам: сегодня каждый пятый лифт, который меняют в многоквартирных домах Среднего Урала по госпрограмме, собран на «Могилевлифтмаше».

— У них высокая энергоэффективность, установлены частотные преобразователи, обеспечивающие плавность движения. Также техника проста в эксплуатации и обслуживании, — говорит представитель подрядчика Андрей Савинцев.

По линии агропрома наиболее перспективны проекты в семеноводстве, разработке ветпрепаратов и сельхозтехники. Более половины тракторного парка и четверть комбайнов в регионе родом из Беларуси. В 2022-м фермеры и хозяйства приобрели еще 100 единиц, причем эта покупка субсидировалась, как и российской техники.

Прошлый год, несмотря на сложности, для партнеров стал удачным: Свердловская область и Беларусь наторговали друг с другом на рекордные 700 миллионов долларов, причем и экспорт, и импорт выросли на 24−25 процентов. Задача на 2023-й — выйти на миллиард по обороту. Под нее нужно набирать новые проекты, товарные позиции, и «Иннопром» в этом поможет.

Прямая речь

Владимир Якушев, полпред президента РФ в УрФО:

— Товарооборот между Россией и Беларусью в 2022 году вырос на 12 процентов. Во многом это обусловлено эффективным региональным сотрудничеством. Белорусские партнеры успешно заняли рыночные ниши, которые освободились после ухода ряда иностранных компаний, в частности, в пищевой и легкой промышленности. Важно не останавливаться на достигнутом. Мы заинтересованы в проектах и в других отраслях: фармацевтике, сельхозмашиностроении, танкостроении, микроэлектронике, химпроме.