Картина дняПолитикаЭкономикаОбществоПроисшествияСВООбъясняемФинансыСпортВфокусеПогодаКурсыСделано в России

Как правильно подавать показания счетчиков воды, и в какие суммы может вылиться беспечность

21 августа 2023,новости Беларуси,источник: Минск-новости

Удивительно, но факт: не все горожане умеют снимать показания приборов учета воды. Кто-то и вовсе не считает нужным следить за тем, что показывают счетчики. А зря. Корреспондент агентства «Минск-Новости» выяснила, как не получить неожиданный удар по кошельку.

Как правильно подавать показания счетчиков воды, и в какие суммы может вылиться беспечность
Источник: Минск-новости

Надо учитывать

Заместитель начальника абонентского района № 3 Центра по расчету с потребителями «Водосбыт» Наталья Коваленко подчеркивает: показания необходимо снимать и подавать ежемесячно. Если оплачиваете на почте или в банке, то данные следует сообщать оператору или кассиру. При оплате жилищно-коммунальных услуг через интернет-банкинг каждый потребитель видит графы, посвященные водоснабжению. Есть строки «предыдущее значение» и «текущее значение». Первая показывает те объемы, которые потребили в прошлом месяце и надо оплачивать сейчас, вторая — актуальные показания приборов учета, по ним и произведут начисления в следующей жировке.

— В графе «текущее значение» показаний приборов учета холодной и горячей воды приведен средний ежемесячный расход за последние несколько месяцев. Такие цифры нужно корректировать, — говорит Н. Коваленко. — Если этого не делать, счет будут выставлять не за потребленные кубометры, а за объем, который в среднем расходовала семья в предыдущие периоды. Но люди не всегда используют одно и то же количество воды: они могут отправиться в отпуск и не лить ее или принимать гостей и расходовать больше ресурсов.

Подобные нестыковки выявляют контролеры «Водосбыта». Они ежегодно проводят сверку поданных и фактических показаний. Если обнаруживают расхождения, потребителей ожидают дополнительные траты.

Часто реальные цифры на счетчиках существенно выше поданных при оплате услуг ЖКХ. В этом случае проводят перерасчет, и в следующей жировке семья получает счет за все не оплаченные вовремя кубометры.

Бывает и обратная ситуация: человек не следит за показаниями, оплачивает «по среднему», а затем выясняет, что переплатил на месяцы вперед. В такой ситуации в «Водосбыте» советуют обратиться к ним, чтобы по адресу направили контролера, который сверит показания. Затем специалисты произведут перерасчет, и плату за услугу не станут взимать до тех пор, пока фактическое потребление воды не догонит оплаченное.

Со всеми вытекающими

— Очень важно отслеживать показания приборов для собственного спокойствия, — объясняет Н. Коваленко. — Счетчик — это механизм, он может выйти из строя. Если потребитель заметил неисправность, позвонил к нам в кол-центр по номеру 119 и пригласил специалистов, перерасчет по нормам потребления ему сделают только за период с первого числа того месяца, когда он обратился, и до момента устранения неисправности. Если подобный факт выявят наши сотрудники, то людям проведут перерасчет за более длительный срок. Поскольку никто не знает, когда прибор остановился, пересчитают по нормативам потребления за весь период с момента последней сверки показаний, но не более, чем за три года. В Минске это 270 л холодной и 130 л горячей воды в сутки на каждого зарегистрированного в квартире. То есть за 30 дней — 8,1 и 3,9 м³ соответственно.

Случается, прибор учета работает, но из-за определенных факторов накручивает неправильные показания. Дело в том, что у себя в квартирах граждане устанавливают псевдобиде, водонагреватели, из-за них водомеры могут работать некорректно. Разница в давлении воды способна спровоцировать ситуацию, когда один прибор учета интенсивно насчитывает кубометры, а другой — отматывает показания назад. В итоге они оба считают неверно. Вода может даже не вытекать, а счетчик станет добавлять кубатуру.

Иногда жители не верят показаниям счетчиков. Говорят, что не могли израсходовать так много. На такой случай у «Водосбыта» есть платная услуга — проливка прибора. Специалисты забирают у абонента прибор учета, тестируют его на своем оборудовании и выдают официальное заключение о его исправности или неисправности. Если водомер в порядке, то нужно оплатить все, что он насчитал. Если нет, абоненту сделают перерасчет по нормативам потребления воды.

Холодный расчет

Если контролер пришел сверить показания и не попал в квартиру, то он оставляет записку с просьбой связаться с ним и оговорить удобное время для процедуры. Игнорировать такие послания не стоит. Когда сверки не проводили годами, а затем выясняется, что прибор учета неисправен, перерасчет сделают за три последних года, и получившаяся сумма неприятно удивит.

Предположим, у одинокого горожанина вышел из строя прибор учета холодной воды. Он не пускал контролера на порог пять лет. В таком случае для перерасчета возьмут максимально возможный период в три года и норматив потребления 270 л в сутки. За 36 месяцев набегает 295,6 м3 холодного водоснабжения и водоотведения. Ежемесячно данный гражданин оплачивал 2 м3, которые, вероятно, и потреблял. Таким образом, за три года он рассчитался за 72 м3.

А за остальные почти 224 м3 еще надо будет заплатить. В Минске действующий тариф составляет 1,2479 ₽/м3, а значит, сумма к оплате в 279 рублей будет лишь за водоснабжение. Еще на 172 рубля потянет водоотведение. Если в квартире зарегистрировано больше одного человека, можно смело умножать сумму на их количество. А если вышел из строя водомер горячей воды, то по нормам потребления посчитают еще и ее подогрев.

Есть разные приборы учета, в них отличаются циферблаты. Одни водомеры считают только кубометры, обозначенные на панели черными цифрами, другие — кубометры (черные цифры) и литры (красные цифры). Правильная подача показаний подразумевает ввод объема потребленных кубометров либо кубометров и их десятой части — сотен литров.

В свое время

Собеседница обращает внимание: менять счетчики тоже необходимо в срок. Он указан в договоре на оказание услуг водоснабжения, на пломбе прибора учета, в его паспорте. Также информацию о нем можно уточнить в кол-центре по номеру 119. Кроме того, о приближении срока замены предупредит контролер в процессе сверки показаний, а еще робот при автообзвоне.

Если в течение месяца после завершения межповерочного периода потребитель не обращается в «Водосбыт», чтобы записаться на замену счетчиков, или записался, а потом не впустил в квартиру специалистов, его автоматически переводят на расчет по нормам потребления с момента получения уведомления о том, что водомер надо заменить. Это серьезный и неожиданный удар по кошельку.