Средняя стоимость строительства автодороги республиканского значения в 2023 году составляет 1,5−2 миллиарда тенге для четырехполосной дороги, 1−1,2 миллиарда тенге для двухполосной дороги, сообщили в Министерстве индустрии и инфраструктурного развития в ответ на официальный запрос Tengrinews.kz.
Реконструкция:
- 2−2,5 миллиарда тенге для четырехполосной дороги;
- 1,2−2 миллиарда тенге для двухполосной дороги.
Капитальный ремонт:
- 600 миллионов — 1 миллиард тенге для четырехполосной дороги;
- 300−500 миллионов тенге для двухполосной дороги.
Средний ремонт:
- 120−201 миллион тенге для четырехполосной дороги;
- 60−100 миллионов тенге для двухполосной дороги.
Содержание дорог:
- от 6,9 до 7,1 миллиона тенге для четырехполосной дороги;
- от 2,9 до 3,2 миллиона тенге для двухполосной дороги.
На строительство районных и областных дорог в этом году выделено: 1,4 миллиарда тенге для четырехполосных дорог; 660 миллионов тенге для двухполосных дорог.
Реконструкция:
- более 1 миллиарда тенге для четырехполосной дороги;
- 500 миллионов тенге для двухполосной дороги.
Ремонт:
- 130 миллионов тенге для четырехполосной дороги;
- 85 миллионов тенге для двухполосной дороги.
Данные о суммах на содержание дорог необходимо узнавать в каждом отдельном акимате.
Что касается городов республиканского значения, то самые дорогие дороги в Астане: от 800 миллионов до 1 миллиарда тенге выделено на строительство всех дорог и 1,7−2 миллиарда тенге — на реконструкцию. В Алматы на строительство дорог в этом году потратят 700−900 миллионов тенге, на реконструкцию — 1,5−2 миллиарда тенге. В Шымкенте на строительство дорог выделено 500−700 миллионов тенге, на реконструкцию также 500−700 миллионов тенге.
В эти суммы входят: затраты на материалы, оборудование, заработная плата рабочих и накладные расходы.
На автомобильные дороги республиканского значения в этом году выделено 385,2 миллиарда тенге (в прошлом году выделялось 306,8 миллиарда тенге). Из них 238,8 миллиарда тенге потратят на строительство и реконструкцию дорог, 122,1 миллиарда тенге — на ремонт дорог, 24,3 миллиарда тенге — на содержание дорог.
Еще 284,5 миллиарда тенге выделили на автодороги местного значения (271,9 миллиарда тенге в 2022 году). Из этой суммы 136,5 миллиарда тенге пойдет на строительство и реконструкцию дорог и 148 миллиардов тенге — на ремонт.
Что касается городов республиканского значения, то по ним министерство предоставило данные только на строительство и реконструкцию. Дороже всего дороги в Алматы — 61,4 миллиарда тенге в 2023 году, на втором месте Астана — 44,5 миллиарда тенге, на третьем месте Шымкент — 12,8 миллиарда тенге.
По данным нацкомпании «КазАвтоЖол», стоимость строительных работ определяется нормативами, разработанными АО «КазНИИСА». Подрядчики разрабатывают проектно-сметную документацию (ПСД), которая проходит вневедомственную экспертизу по проектам строительства, реконструкции и капитального и среднего ремонта.
Для сравнения — в странах Европы стоимость одного километра автодороги I технической категории начинается от 3,5 миллиарда тенге. Например, в Польше — 3,5 миллиарда тенге, в Германии — 3,8 миллиарда тенге, в Австрии — 5,5 миллиарда тенге.
В странах ближнего зарубежья, по данным нацкомпании, стоимость одного километра автодороги варьируется от 3 до 12 миллиардов тенге.
Средняя стоимость капитального ремонта одного километра автодороги составляет от 300 до 500 миллионов тенге, в зависимости от вида ремонта. Средняя стоимость среднего ремонта одного километра автодороги составляет от 60 до 100 миллионов тенге. Стоимость также зависит от вида работ.
Как отметили в «КазАвтоЖоле», средняя стоимость одного километра дороги зависит и от места расположения проекта. Например, на западе страны из-за отсутствия там инертного материала (природных ископаемых. — Прим.) и необходимости его перевозки стоимость будет выше.
Ремонт автодорог в Казахстане реализуется полностью за счет средств республиканского бюджета, а строительство и реконструкция финансируются как из республиканского бюджета, так и за счет заемных средств международных финансовых институтов: Экспортно-импортный банк Китая, Европейский банк реконструкции и развития, Азиатский банк развития, под государственную гарантию.
В конце прошлого года в Национальном центре качества дорожных активов рассказали Tengrinews.kz, почему качество дорожного полотна в стране оставляет желать лучшего и почему на новых дорогах находят дефекты. В числе основных причин: ненадлежащая работа технадзора, неконтролируемое движение грузовиков, недостаточно качественное содержание дорог.