Неделя отметилась сразу тремя «уголовными» новостями, связанными с главами муниципалитетов Приморья. Да и в целом, силовики продолжают создавать для приморской политики новостной фон. Так, прокуратура вернула в городскую собственность восемь объектов Минного городка во Владивостоке. Новые повороты обозначились в деле депутата ЗС ПК Артема Самсонова.
В то же время, Крайизбирком собирается создать в дальневосточной столице три новых ТИКа — эксперты, как ни присматриваются, никак не могут увидеть в этом декларированную ведомством «оптимизацию». А видят, конечно, что-то совсем другое.
Председатель ЗС ПК Александр Ролик стал первым добровольцем, опубликовавшим сведения о своих доходах за прошлый год. И пока единственным. Очевидно, что непопулярное в народе решение, когда депутаты освободили себя от бремени раскрывать на показ свои кошельки, не является таковым в среде народных избранников.
Неделя отметилась сразу тремя «уголовными» новостями, связанными с главами муниципалитетов Приморья. Возбуждены дела против экс-главы Славянки Максима Бренчагова и экс-главы Черниговского района Владимира Семкина. Передано в суд дело экс-главы Зарбуино Олега Неглядова.
Максим Бренчагов подозревается в превышении должностных полномочий. По мнению следствия, он без конкурса предоставил знакомому в пользование землю под автостоянку. Это вскрылось после проверки прокуратуры Хасанского района.
«Установлено, что бывший глава Славянского городского поселения в декабре 2021 года предоставил знакомому индивидуальному предпринимателю в безвозмездное пользование земельный участок в пгт. Славянка, площадью более 600 кв. м, для организации автостоянки, без проведения необходимых конкурсных процедур. Прокурор района направил материалы проверки в орган предварительного расследования. По результатам их рассмотрения в отношении бывшего главы Славянского городского поселения возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий), ход и результаты расследования которого находятся на контроле в прокуратуре района», — уточнили в пресс-службе краевой прокуратуры.
Также в превышении должностных полномочий подозревается экс-глава Черниговского района Владимир Семкин. По версии следствия, в 2012 году между администрацией Черниговского района в лице подозреваемого и директором коммерческой организации заключен договор аренды линий электропередач, согласно которому арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, а также нести расходы по его содержанию до 2062 года.
Вместе с тем, с ноября по декабрь 2020 года в рамках аварийно-восстановительных работ, вызванных последствиями неблагоприятных погодных условий, глава муниципалитета из личной заинтересованности, используя своё служебное положение, заключил два муниципальных контракта с директором этой же организации о выполнении аналогичных работ, в том числе по вырубке аварийных деревьев вдоль линий электропередач и восстановление сетей электроснабжения.
Удивительна здесь и некая «заколдованность» кресел муниципальных глав. Несмотря на ужесточенный контроль, количество криминальных историй в этой среде продолжает увеличиваться.
«К сожалению, должность муниципального главы в нашей системе управления “расстрельная” по определению, — считает политолог Вячеслав Беляков. — Если упрощать, то у любого главы два пути. Первый — ничего не делать и получить дело за халатность. Второй — что-то делать и получить дело за превышение полномочий. При этом многих глав губят сделки с недвижимостью и землёй, которые не всегда являются “воровством” или “коррупцией”. К тому же в ситуации, когда муниципалитеты не имеют реальных полномочий и не обеспечены деньгами, на должности идут те, кто заранее нацелен на “освоение бюджетов”, а не на работу во благо территории».
По мнению эксперта, изменить ситуацию может лишь серьёзная реформа местного самоуправления, но на горизонте её не видать.
"Нынешние посадки могут иметь то последствие, что нормальные руководители в главы идти просто не захотят. А те, кто захотят будут лишь усиливать тренд на массовые посадки, — считает он.
Похожего мнения придерживается и политобозреватель Андрей Калачинский. Эксперт отмечает, что главы муниципалитетов стали «легкой добычей» для надзорных и проверяющих органов.
«В ряде регионов люди вообще отказываются занимать должности, — говорит Андрей Калачинский. — Возможно, тут нужен мораторий на отлов и посадку этих несчастных. Есть же мораторий на проверки бизнеса…».
Важная история этой недели — во Владивостоке восемь объектов недвижимости на территории «Минного городка» в судебном порядке вернули в муниципальную собственность. Прокуратура города добилась восстановления права собственности города на практически уже разрушенные кафе, кинотеатр, административные здания и туалеты.
«Установлено, что в декабре 2003 года управление муниципальной собственности г. Владивостока заключило с юридическим лицом инвестиционный договор о комплексной реконструкции руинированных объектов на территории Центрального парка культуры и отдыха “Минный городок” в срок до ноября 2006 года с правом инвестора на оформление 9 из 10 долей в праве собственности на объекты по завершении работ. В 2004 году с инвестором заключены дополнительные соглашения, которые позволили ему оформить право собственности до завершения работ и увеличили срок их проведения до декабря 2015 года. Затем в том же году инвестор не только незамедлительно оформил право долевой собственности на объекты, но и совершил сделки по их перепродаже. Обязательства по инвестиционному соглашению до настоящего времени не исполнены», — пояснили в прокуратуре.
Кейс Минного городка интересно рассматривать в «земельном» контексте. Ранее заместитель генерального прокурора в ДФО Дмитрий Демешин заявлял, что земельные участки, полученные через различные нелегальные и сомнительные схемы рядом чиновников в Приморье, у них отберут, а землю вернут в муниципальную или государственную собственность.
Изъятые у коррупционеров в Приморье земли раздадут очередникам — замгенпрокурора
Это совершенно правильный процесс, считает Дмитрий Демешин.
Дело в том, что в СИЗО Владивостока по «земельным делам» уже находятся бывшая замглавы Владивостока Наталья Соколова, экс-мэр Большого Камня Александр Андрюхин, а в федеральный розыск объявили нового главу — Рустяма Абушаева, но по землям в Надеждинском районе. Кроме того, уголовные дела тянутся и за бывшим главой Управления муниципальной собственностью администрации Владивостока Арменом Карапетяном (под домашним арестом с конца 2022 года) и экс-министром земельных и имущественных отношений Приморья, а позже вице-мэром Владивостока Алексеем Ляйфером (в СИЗО с середины января 2023 года).
Дмитрий Демешин особенно подчеркнул, что дело не в каком-то отдельном чиновнике. Рустям Абушаев это или Наталья Соколова, бывший прокурорский сотрудник, — персоны не имеют значения. «Это неприятные факты, но проблема заключается именно в нарушении законодательства и порядка предоставления участков», — отметил заместитель генпрокурора.
Кейс Минного городка можно рассматривать еще одним эпизодом системного подхода к «возвращению земель народу», который исповедуется на всех уровнях власти и силовых ведомств. То, что он касается еще «копыловских» времен, подтверждает логику процесса — важны не конкретные персоналии сегодняшнего дня, а исправление допущенных ошибок и злоупотреблений, восстановление нормальности в земельных отношениях без оглядки на личности и даже на временные отрезки.
Интересный поворот произошел в истории с делом депутата ЗС ПК, коммуниста Артема Самсонова. После того, как Приморский краевой суд отменил ему 13-летний приговор и направил дело на повторное рассмотрение, что само по себе большая редкость, система возвращается к привычным практикам — сначала политику отказали в переписке с законодательным органом, а потом прокуратура оспорила отмену приговора и подала кассацию.
Находящемуся под домашним арестом депутату Артему Самсонову запретили переписку с ЗС ПК
Приморский краевой суд удовлетворил ходатайство стороны гособвинения в части запрета на переписку обвиняемого с законодательным органом.
5 апреля Приморский краевой суд рассмотрел жалобу стороны гособвинения, касающуюся изменения меры пресечения Самсонову. Ранее Советский районный суд отправил депутата под домашний арест с правом вести корреспонденцию с Законодательным собранием. Прокуратура ходатайствовала об отмене права переписки, посчитав, что так обвиняемый может оказывать давление на свидетелей. Суд поддержал гособвинителя.
В телеграм-канале Артема Самсонова (18+), который ведут его единомышленники, отмечено, что суд запретил действующему депутату не просто осуществлять депутатскую деятельность, но также выполнять обязанности, возложенные на него федеральными законами.
«Так, например, Самсонову запретили подавать декларацию о доходах или табели рабочего времени по своим помощникам, которые теперь не смогут получить зарплату, — говорится в посте. — Парадокс в том, что пока Самсонов находился в СИЗО, переписка с Законодательным Собранием ему была разрешена».
«Дело передано в кассационный суд, так как прокуратура обжаловала решение краевого суда, который отменил вынесенный Самсонову обвинительный приговор», — отмечается в сообщении канала.
Депутат от КПРФ Артем Самсонов был задержан 17 ноября 2021 года. В отношении него было возбуждено уголовное дело по п. «б» ч. 4 ст. 132 УК РФ (насильственные действия сексуального характера в отношении лица не достигшего 14 лет). По версии следствия, при общении с 11-летним ребенком народный избранник демонстрировал ему предмет интимного характера и доводил информацию о его предназначении. В сентябре 2022 года Советский районный суд Владивостока вынес ему обвинительный приговор и назначил наказание — 13 лет лишения свободы в колонии строго режима. Защитники подали апелляцию. Приморский краевой суд 27 февраля 2023 года отменил 13-летний приговор и направил дело на повторное рассмотрение. Самого политика перевели из СИЗО под домашний арест.
Пока лишь можно констатировать, что развитие дела Самсонова идет по непредсказуемой траектории, на которой признаки «оттепели» и «заморозки» причудливо чередуются и ни о чем конкретном не говорят.
Председатель ЗС ПК Александр Ролик стал номинально первым добровольцем среди коллег, открывшим широкой аудитории сведения о своих доходах и имуществе за прошлый год. Ранее депутаты освободили себя от этой доли — публиковать декларации на официальном сайте ЗС ПК (12+). Заметим, что «добровольческий» тренд на Дальнем Востоке был открыт еще месяц назад губернатором Камчатки Владимиром Солодовым. Раскрыть свои годовые заработки успела и депутат Госдумы от ДВ Роза Чемерис, опубликовавшая вместе со своей декларацию мужа — депутата ЗС ПК Игоря Чемериса. Правда, то ли в порядке субординации, то ли по каким-то иным причинам, справка Игоря Чемериса пока не дошла до официального сайта парламента (12+).
Решение отменить обязательную публикацию своих доходов было крайне непопулярной мерой, но тут краевые парламентарии лишь разводили руками — что поделать, если того требует федеральное законодательство (их старшие коллеги из Госдумы поправили его в январе 2023 года). И все-таки, было заметно, что столь непопулярное решение в депутатском кругу таковым не являлось — принимали его вполне охотно и без особых разговоров. Открыто выступил против лишь один народный избранник, но его пылкую речь оставили без комментариев.
«Закон теперь разрешает депутатам не публиковать сведения по своим справкам, но я принял решение, как и прежде, разместить данные по своей декларации за 2022 год на официальном сайте Заксобрания Приморья в открытом доступе», — написал Александр Ролик в своем телеграм-канале (18+).
Кстати, доходы Александра Ролика в 2022 году составили 7,435 млн рублей. За год они сократились на более чем миллион рублей в сравнении с 2021-м годом — тогда он указал заработок в 8,6 млн. В остальном ничего не изменилось — он также владеет квартирой на 137 квадратов и гаражным боксом. Машин и земель нет.
К 1 июня во Владивостоке могут появиться три новых территориальных избирательных комиссии. С данной инициативой приморский Крайизбирком обратился в ЦИК, сообщает ИА PrimaMedia. Ведомство планирует разделить ТИКи Ленинского и Первореченского района на две отдельных комиссии, а также создать ТИК Морская — с прицелом на морской порт Владивосток и острова.
Крайизбирком планирует к лету создать во Владивостоке три новых ТИКа
Территориальные избиркомы Ленинского и Первореченского района разделят на два, и возникнет ТИК Морская.
Изменения вводятся «в целях оптимизации организации избирательного процесса» на основании информации, полученной Крайизбиркомом от губернатора Олега Кожемяко и мэра дальневосточной столицы Константина Шестакова. В дополнение к пяти существующим территориальным избирательным комиссиям в пределах города Владивостока предлагается организовать три новых ТИКа.
Это ТИК № 2 Ленинского района. Тик № 2 Первореченского района и ТИК Морская, которая включит в себя морской порт Владивосток и сельские населенные пункты: село Береговое, поселки Попова, Рейнеке, Русский. Соответственно будет переименованы действующие ТИКи — появятся ТИК № 1 Ленинского района и ТИК № 1 Первореченского района.
«Мало кому объяснили, зачем потребовалось во Владивостоке дробить некоторые территориальные избирательные комиссии, — отметила политолог Ольга Кишаковская в своем телеграм-канале (18+). — Оптимизация? Но новые ТИКи — это дополнительные штатные единицы, офисы и сметы».
По словам эксперта, во Владивостоке есть территории со сложившимся электоральным поведением. Так, Ленинский район регулярно на выборах в ЗС ПК голосовал за коммуниста Артема Самсонова. За других кандидатов по красным флагом — также часть Ленинского района и Первореченского районов.
"И так уж совпало, что именно в Ленинском и Первореченском районе решили раздробить ТИКи на два в каждом районе: ТИКи Ленинская-1, Ленинская-2 и Первореченская-1, Первореченская-2, — пишет Ольга Кишаковская. — Хотя, если и приводить аргумент о большой численности избирателей, то самая высокая во Владивостоке она в Первомайском районе. Первомайский — 106 тысяч избирателей, Ленинский — 104, Первореченский — 100.
Политобозреватель Андрей Калачинский отмечает определенную традицию — под каждые выборы в Приморье меняется избирательное законодательство.
«Увеличение числа ТИКов позволяет при необходимости более точечно регулировать исход выборов», — считает он.
По мнению политолога Вячеслава Белякова, объективных предпосылок для так называемой «оптимизации» ТИК нет. А декларируемые причины вызывают вопросы.
«Везти на обработку протоколы с островов одинаково приятно, что в отдельный ТИК, что в общий, например, — отмечает он. — При этом в стране идет процесс укрупнения УИКов, а, значит, нагрузка на ТИКи в перспективе станет ещё меньше. Существует предположение, что причиной является стремление усилить контроль над процессом голосования. Но сказать, что сейчас этого контроля нет — значит слукавить».
При этом контроль за деятельностью новых ТИКов, как и прежде, будет доступен парламентским партиям — их представители войдут туда по квоте. И если партии отнесутся к этому вопросу ответственно, новые комиссии могут стать даже проблемными для комиссии региональной, считает эксперт.
«Очевидно одно — это решение часть какой-то технологической “схемы”, которую мы увидим на ближайших выборах», — подчеркивает Вячеслав Беляков.