Перед выборами-2023 в Приморье стало слишком заметно, что политический сегмент ТГ-каналов (18+) раскололся на два лагеря. Одни воодушевленно хвалят главу региона, другие — хулят его с не меньшим энтузиазмом. Как отмечают эксперты, влияние губернаторской кампании — лишь один цилиндр в двигателе. Телеграм (18+), каким мы его помнили еще в 2018 году, меняется серьезно и безвозвратно.
Забавно, что зачастую панегирики и филиппики в адрес Олега Кожемяко и его команды равны по модулю, но разны по знаку, то есть берут за основу одно и то же событие, просто интерпретируют его со знаком плюс или минус в силу аналитической оптики.
Яркий пример получился со включением главы Артема Вячеслава Квона в президентский Совет по развитию МСУ на прошлой неделе. Часть телеграм-сообщества иронически заметила, что сам Кожемяко остался за бортом институции и что только один представитель Приморья туда попал.
Критика не то, чтобы по существу. В Совет в целом попали около трех десятков мунглав со всей России.
И глав регионов там совсем чуть-чуть — все-таки, Совет муниципальный.
И вступление в этот орган, если оставить за скобками аппаратные усиления той или иной политической фигуры, не то, чтобы дает возможность решать вопросы государственной важности.
И до Квона там три года сидел глава Михайловского района Владимир Архипов, от чего ни политик, ни его район не стали жить заметно лучше и веселее.
Так что номенклатурную ротацию можно воспринимать чисто номинальной и рутинно-уставной.
То, что критика ударила ну совсем в молоко, делает пример еще более наглядным — уже не столь важен факт, как его интерпретация и тональность подачи. Но куда удивительней вышла реакция медиа-адвокатуры региональной власти, которая в пику сомнительным претензиям запустила целый залп защитных постов, рассказывающих о руководящей и направляющей роли губернатора в назначении Вячеслава Квона. Иными словами, попыталась убить муху из гранатомета. Событием с политической точки зрения можно считать здесь не назначение в чистом виде, а экзальтированную реакцию на его интерпретации. Какие-то нервные все стали.
Возвращаясь к теме, акцент на интерпретацию становится общим местом приморского политического телеграма.
«Во-первых, существенно изменилось значение политического телеграма. Ещё в 2018-м это был по большей части инструмент внутриэлитных разборок, средство слива различных инсайдерских данных и трибуна экспертных оценок, то сейчас же телеграм стал полноценным медиа, аудитория которого множится, — говорит политолог Вячеслав Беляков, автор ТГ-канала “Тожеполитолог” (18+). — Как следствие каналы стали более информационными и публицистическими, а материалы нацеленными на формирование широкого общественного мнения. Неизбежно поменялась форма и риторика».
Во-вторых, по мнению эксперта, кураторы внутриполитических процессов стали гораздо плотнее работать с телеграм-каналами.
«Неудивительно, что во множестве публикаций на одну и ту же тему ярко проступают тексты методичек, написанных в одном месте, — отмечает Вячеслав Беляков. — Больше распространены стали “блоки на негатив” или на определенные темы. Однако любое действие всегда рождает противодействие — те, кого не взяли в оплаченный пул, начинают активно критиковать всё и вся. Информационное поле поляризуется, а хорошую аналитику найти всё сложнее».
В целом, влияние телеграма на политическую жизнь сильно усилилось и этот процесс продолжается, констатирует эксперт. Вместе с тем, большой сегмент медиа перешел в русло информационной работы, заменил людям новости, а сегмент аналитики сократился.
«И конечно, в преддверии выборов мы увидим и информационные кампании в телеграме, и войны каналов, и попытки использовать телеграм, как предвыборную технологическую платформу», — заключает Вячеслав Беляков.
«Период становления рациональной повестки продолжался последние пять лет, — говорит эксперт. — Сейчас, действительно, осталось несколько каналов, которые пытаются каким-то образом критиковать власть в регионе. Но, если посмотреть на качество диффамационных кампаний — это, скорее, попытка получить предвыборные бюджеты, но не сформировать отдельную понятную и конструктивную линию».
Павел Наливайко подчеркивает, что рынок новых медиа сейчас сформирован по принципу более адекватных оценок, наблюдению не только за происходящим в Приморье, но и на Дальнем Востоке.
«Фактически, перестроился политический сегмента телеграма по всей России, — отмечает эксперт. — Он все меньше ориентирован на рынок негатива. Это, скорее, Think Tank, институт, который формирует смыслы, создают повестку, пытается рождать идеологемы. Только рассредоточенный. Аудитория по-прежнему идет туда, чтобы посмотреть на повестку, отличную от СМИ. В Приморье времена, когда под выборы создавали 5−10 каналов, прошли. Сейчас люди работают по большей части в межсезонье, выборы они пропускать не могут, но это не самоцель для сообщества».