Почему в Узбекистане решили внести изменения в действующую Конституцию страны?
Узбекистан проводит активные реформы в своей стране, так как современный мир был описан еще меткой фразой в «Алисе в стране чудес»: «вы должны бежать из-за всех сил, чтобы просто стоять на месте, а если вы хотите куда-то добраться, то бежать надо вдвое быстрее».
Руководство Узбекистана во главе с президентом Шавкатом Мирзиёевым прекрасно отдает себе отчет, как справедливо это крылатое выражение, поэтому всеми силами стремится модернизировать узбекскую экономику, но при этом не внести хаос в общественные и экономические отношения.
Однако любые экономические общественные изменения возможны только в случае их легитимности и четкого правового сопровождения. Без этого никакие благие пожелания не смогут быть реализованы. Современные общества и экономики стран — это сложные многослойные организмы, в котором задача руководства страны — настраивать процессы в нужном направлении.
При этом один из главных вопросов легитимности — это общественная поддержка новых веяний. Соответственно, референдум дает возможность президенту Шавкату Мирзиёеву и его команде понять настроения узбекистанцев. Судя по предварительным данным, референдум прошел успешно, а значит, у реформ появился карт-бланш.
Какие факторы на это повлияли?
Самое главный фактор — это необходимость раскрыть весь потенциал Узбекистана и его крайне трудолюбивого предприимчивого народа. На сегодня, несмотря на огромные достижения Узбекистана, его экономика нуждается в современных международных стандартах, в новых технологиях, создании новых рабочих мест для стремительно растущего населения, а также точек для экономического роста.
Несмотря на вдвое большее количество население, ВВП Узбекистана меньше ВВП Казахстана почти в три раза. Есть ряд проблемных зон в экономике, где необходимо дать толчок для развития. Тем более что потенциал у Узбекистана огромный.
Надо заметить, что Казахстан заинтересован в том, чтобы экономика братской и соседней нам страны росла как можно быстрее. Чем быстрее и сильнее будет рост узбекской экономики, тем благополучнее будет весь регион Центральной Азии, а значит и Казахстан.
Казахстанские компании уже активно инвестируют в Узбекистан и готовы делать это еще больше, так как между нашими странами прекрасные отношения и есть взаимный интерес в стабильном и развитом регионе.
Можно ли сравнить изменения Конституции Казахстана с изменениями в Узбекистане, идет ли страна по пути своего соседа или все-таки у Узбекистана будет другой подход?
Казахстан и Узбекистан — не просто близкие, а братские страны, объединенные общей историей, границами, водными ресурсами и национальными интересами. Но все-таки путь у каждой страны свой, так как есть масса нюансов внутри наших стран. В частности, в экономической системе, в общественном развитии
Однако если смотреть на все с высоты птичьего полета, то есть общая цель реформ — повысить уровень жизни наших стран, сделать граждан более конкурентными, экономики — более успешными.
В этом контексте у нас у всех общий путь — развитие экономик и государственного устройства в соответствии с национальными интересами.
Улучшится ли инвестиционный фон в стране?
Несомненно. Он уже улучшился и будет в дальнейшем улучшаться, так как курс на реформы дает шанс на новые возможности для инвесторов. Узбекистан всегда был весьма привлекателен, но мешала зарегулированность и закрытость многих секторов экономики.
Сегодня в Узбекистане в правовом режиме идет закрепление нового формата отношений при сохранении достижений и стабильности страны. Это несмотря на сложное соседство с Афганистаном.
Более того, реформы, несомненно, создадут новые узбекские бренды, которые наверняка придут в Казахстан и займут свою нишу. Это хорошая и позитивная конкуренция, идущая на благо всей Центральной Азии.