«Владивостокский морской рыбный порт» (Владморрыбпорт, стивидорная компания в порту Владивосток), получивший по итогам 2022 года рекордную в истории компании чистую прибыль в размере почти 420 млн рублей, по уже сложившейся традиции не будет выплачивать дивиденды, сообщает ИА PrimaMedia.
Вся полученная в 2022 году прибыль будет направлена в фонд накопления (капвложения). За это решение было отдано 99,9972% голосов от общего числа принявших участие в годовом собрании.
По итогам 2015−2021 годов «Владморрыбпорт» также не начислял дивиденды. Почти всю чистую прибыль предприятие направляло в фонд накопления, незначительную часть (но достаточно давно) — на выплату вознаграждений членам совета директоров.
Основным владельцем ОАО «Владморрыбпорт» является московская компания «Геотэкс», которой принадлежат 51,9% уставного капитала (52,14% обыкновенных акций) стивидора.
100% капитала «Геотэкса» на данный момент принадлежит опять же московской компании «ТИГР-Инфраструктура», которую, по данным участников рынка, контролирует семья Сергея Дарькина. Владельцем ещё 47,37% акций «Владморрыбпорта» на начало 2023 года являлся Александр Евдокимов.
Совет остался без женского голоса
В новый состав совета директоров «Владморрыбпорта», избранный на годовом собрании, вошли сплошь знакомые лица. В том числе гендиректор ПАО «Находкинская БАМР» (основной актив семьи Дарькиных) Александр Шуматов (сын ректора ТГМУ Валентина Шуматова), бывший вице-губернатор Приморья Сергей Передрий (экс-гендиректор ПАО «Находкинская БАМР», член совета директоров ПАО «ТИГР»), советник генерального директора ООО «Геотэкс» Валерий Мартынов, заместитель генерального директора ПАО «Находкинская БАМР» по правовым вопросам Алексей Важенин, генеральный директор ООО «Торговый дом Фили» (Москва) и ряда других компаний Александр Евдокимов, председатель совета Ассоциации резидентов ТОР и СПВ, генеральный директор ООО «ВМРП-Инвест» Денис Сарана (ранее заявлял о своём выходе из стивидорного бизнеса, но оставил себе скромные 0,16% привилегированных акций порта), индивидуальный предприниматель Максим Кравченко и генеральный директор АО «Ником-Восток» Вячеслав Смирнов. Эти 8 человек входили в предыдущий состав совета, сформированный на годовом собрании 23 июня 2022 года.
А далее есть мини-сенсация. Из совета директоров выбыла дочь Сергея Дарькина Анна Хмарук, генеральный директор ООО «Дальневосточная инвестиционная компания» (Москва), вице-президент ПАО «ТИГР», финансовый директор ПАО «Фонд ТИГР»
Контейнеров и угля предостаточно, рыба уже не в приоритете
«Владморрыбпорт» в 2022 году перевалил 5,038 млн тонн грузов (рост на 4,9% к 2021 году), что является лучшим результатом в истории компании. В том числе, было перевалено 289,7 тысяч TEU (эквивалент 20-футового контейнера), что на 8,5% больше, чем годом ранее. В итоге рыбпорт впервые вошел в пятерку крупнейших контейнерных операторов России (вот к чему разворот на Восток приводит).
Для сравнения, соседний «Владивостокский морской торговый порт» (ВМТП, крупнейшая стивидорная компания в порту Владивосток, входит в группу FESCO) в 2022 году перевалил 13,4 млн тонн грузов, что на 3,7% больше, чем в 2021 году. В том числе перевалка контейнеров выросла на 1,4% — до более 768 тысяч TEU. В итоге ВМТП третий год подряд занял первую строчку в рейтинге российских портов по контейнерообороту. На втором месте — ООО «Восточная стивидорная компания» (порт Восточный, входит в группу Global Ports) с результатом 624,44 тысячи TEU, на третьем — ООО «НУТЭП» (Новороссийск) — 582,5 тысячи TEU.
На данный момент технические возможности «Владморрыбпорта» позволяют обрабатывать 7,2 млн тонн грузов в год, в том числе свыше 300 тысяч TEU (фактически порт подошёл к пределу по этому направлению, но план на 2023 год задает ориентир в 345,5 тысяч TEU).
В июне 2018 года «Владморрыбпорт» подписал четырехстороннее соглашение с министерством транспорта РФ, Федеральным агентством морского и речного флота, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, администрацией Приморского края. В перечне условий — сокращение и поэтапное прекращение перевалки угля открытым способом.
По соглашению, заключенному между руководством порта и администрацией Приморья 31 января 2018 года, рыбный порт должен был прекратить открытую перевалку угля на причале N50 до конца 2018 года, на причале N46 — в последующие два года, а также развивать инфраструктуру перевалки и хранения рыбной продукции.
В итоге в 2022 году стивидор перевалил 1,064 млн тонн угля, что на 7,3% больше, чем годом ранее. А вот объемы перевалки рыбопродукции сократились сразу на 20%, до 259,8 тысяч тонн.
Постепенно уходит из рыбпорта и металлолом (за который в своё время пострадал на тот момент крупный акционер «Владморрыбпорта» Денис Сарана). В 2022 году перевалка лома составила лишь 104 тысячи тонн — сокращение к 2021 году в 2,8 раза!