В связи с этим он разработал условный рейтинг в этом отношении, выразив надежду, что он поможет жителям Кишинева лучше ориентироваться в данном вопросе:
1. Разработка нового Генерального плана Кишинева.
Без нового генерального плана Кишинева развитие столицы немыслимо. Этот документ стратегического развития обеспечил бы необходимую базу и четко определил бы направления, в которых следует двигаться. Этот план должен быть максимально ориентирован на существующие реалии, учитывать возможное развитие ситуации, существующие или намечающиеся тенденции. Он также должен учитывать ресурсы и возможности.
2. Новый подход к инфраструктуре столицы.
Я заявлял ранее и говорю сейчас — требуется радикальное изменение взглядов в области столичной инфраструктуры и отказ от фрагментарного подхода, который применялся до сих пор. К сожалению, до сих пор никто не рассматривал проблему улиц, дорог в жилых районах и тротуаров как единое целое. Никто не провел комплексный анализ того, что у нас есть и каков должен быть конкретный план действий для решения проблемы в целом. Никто не провел оценку инвестиций, которые необходимо осуществить, и возможностей их привлечения. Никто не оценил возможности применения современных технологий, которые могут стать альтернативой и внести существенный вклад в решение проблемы. Никто не оценил сроки, необходимые для комплексного восстановления инфраструктуры в этой области с учетом климатических особенностей местности, в которой мы проживаем. Но все это необходимо сделать, если мы хотим получить качественную инфраструктуру.
3. Комплексная оценка всех зеленых насаждений.
Комплексная оценка зеленых насаждений в муниципии Кишинев является насущной необходимостью. Эта оценка должна начаться с определения общей площади (включая проверку соответствия реальных площадей официальным) и завершиться существующей в их пределах инфраструктурой, включая зоны отдыха. Особое внимание следует уделить зданиям, расположенным в зеленых зонах, а также экономической деятельности, ведущейся в этих зонах. На втором этапе, после комплексной оценки, должна быть разработана стратегия, предусматривающая как сохранение зеленых зон (при необходимости), так и их развитие.
4. Более основательный подход к проблеме жилых домов.
В Кишиневе насчитывается свыше 3200 жилых домов, подавляющее большинство из которых — старые, и некоторые в плачевном состоянии. Кстати, более трети из них находятся в управлении профильных муниципальных предприятий. В этой связи проблему необходимо рассматривать с трех позиций: реальная потребность в жилой площади, безопасность людей, проживающих в тех или иных домах, и общий облик столицы. Отсюда вытекают следующие выводы: первое — жилья строится недостаточно, и зачастую причиной тому являются бюрократические барьеры и узкие интересы. Два — совершенно не ведется работа по укреплению, утеплению и изменению внешнего облика домов (в случае со старыми, но еще безопасными для жизни домами). Три — нет муниципальной программы, направленной на устаревшие дома, которые представляют реальную опасность для жизни жильцов. Поэтому необходим гораздо более основательный подход к проблеме жилых домов — поверхностному подходу не должно быть места.
5. Модернизация и надлежащее оснащение муниципальных предприятий по обслуживанию жилищного фонда.
В Кишиневе существует 5 муниципальных предприятий по обслуживанию жилищного фонда и более 20 муниципальных предприятий по управлению жилищным фондом. Большинство муниципальных предприятий по управлению жилищным фондом находятся в процедуре банкротства. А если добавить, что на содержание территорий общего пользования Кишинева и на работы по обслуживанию жилищного фонда выделяется менее трети необходимых средств, то становится ясно, что ситуация ниже критической. Для того чтобы изменить ситуацию, необходимо модернизировать и надлежащим образом оснастить муниципальные предприятия по обслуживанию жилищного фонда. По приблизительным оценкам, для нормального функционирования этих предприятий ежегодно требуется около 300 млн. леев. Сумма немалая, но ее действительно можно привлечь, и примеры других столиц региона как нельзя более убедительны в этом отношении.
6. Стратегия экономического развития столицы.
В экономической сфере, как и во всех других важных областях, нельзя действовать наугад. Необходима стратегия экономического развития столицы, которая будет учитывать как имеющиеся хорошие начинания, так и слабые стороны, препятствующие экономическому развитию. Необходимо также учесть риски для столичной экономики, чтобы, выделив их в приоритетном порядке, подготовиться к любым неблагоприятным сценариям. Но самое главное, стратегия, о которой я говорю, должна быть связана с возможностями. В последние годы, вследствие многочисленных кризисов, с которыми мы столкнулись, появилось и множество возможностей. Их необходимо систематизировать, оценить со всей прагматичностью и реалистичностью, опираясь как на существующие возможности, так и на те, что могут возникнуть, а впоследствии — задействовать.
7. Специальная программа модернизации общественного транспорта.
Проблема общественного транспорта по-прежнему актуальна, несмотря на то, что до сих пор большинство руководителей Примэрии пытались решить ее в приоритетном порядке. Инвестиции, вложенные в эту сферу, не смогли покрыть реальных потребностей, и это продолжает непосредственно затрагивать подавляющее большинство жителей столицы. Подходы, применявшиеся до сих пор, показали необходимость радикального изменения взглядов на эту сферу, что должно лечь в основу специальной муниципальной программы. При этом программа должна учитывать не только возможности столичного бюджета, но и возможные существующие альтернативы. Ничего нового в этой области изобретать не нужно — достаточно проанализировать, как поступали в аналогичных ситуациях другие города, сопоставимые по размерам с Кишиневом.
8. Стратегия развития пригородов.
Даже будучи частью муниципия, пригороды находятся в гораздо более худшем положении по сравнению с Кишиневом. Поэтому для них должна быть разработана специальная стратегия развития. У нас 18 пригородов, каждый со своей спецификой, но большинство проблем для них являются общими. В этом я убедился, проработав много лет в столичной администрации. Именно эти проблемы необходимо решать в первоочередном порядке, чтобы максимально сократить различия между Кишиневом и его пригородами. В целом, я считаю, что необходим отдельный бюджет для пригородов, так как только в этом случае мы сможем из года в год добиваться прогресса в решении проблем, стоящих перед этими населенными пунктами. Они не должны быть заложниками проблем столицы в целом.
9. Концепция в отношении исторической части Кишинева.
Историческая часть Кишинева, к сожалению, никогда не была предметом реальной заинтересованности тех, кто руководил Примэрией Кишинева. Помимо красивых заявлений о необходимости защиты культурного и исторического наследия, мы наблюдали постоянное ухудшение ситуации в этой области. Были случаи, когда здания, представляющие историческую ценность (например, особняк Теодосиу), просто в одночасье исчезали. Они сносились, и никто за это не нес ответственности. Поэтому считаю, что необходимо в кратчайшие сроки разработать концепцию восстановления и реконструкции всех исторических улиц и зданий старого Кишинева.
10. Прозрачность в деятельности Примэрии.
При всей кажущейся достаточной прозрачности деятельности Примэрии (трансляция заседаний ведется в режиме онлайн, проводятся различные общественные консультации