Картина дняПолитикаЭкономикаОбществоПроисшествияСВОФинансыСпортВфокусеПогодаКурсыСделано в России

Топ-10 проблем Кишинёва, которые необходимо рассматривать в качестве приоритетных — по мнению Вадима Брынзанюка

10 августа 2023,новости Молдовы,источник: Комсомольская правда

Вадим Брынзанюк, кандидат от Европейской Социал-демократической Партии, заявил, что «Кишинёв сталкивается с множеством проблем, но некоторые из них следует рассматривать в качестве приоритетных».

Топ-10 проблем Кишинёва, которые необходимо рассматривать в качестве приоритетных — по мнению Вадима Брынзанюка
Источник: Комсомольская правда

В связи с этим он разработал условный рейтинг в этом отношении, выразив надежду, что он поможет жителям Кишинева лучше ориентироваться в данном вопросе:

1. Разработка нового Генерального плана Кишинева.

Без нового генерального плана Кишинева развитие столицы немыслимо. Этот документ стратегического развития обеспечил бы необходимую базу и четко определил бы направления, в которых следует двигаться. Этот план должен быть максимально ориентирован на существующие реалии, учитывать возможное развитие ситуации, существующие или намечающиеся тенденции. Он также должен учитывать ресурсы и возможности.

2. Новый подход к инфраструктуре столицы.

Я заявлял ранее и говорю сейчас — требуется радикальное изменение взглядов в области столичной инфраструктуры и отказ от фрагментарного подхода, который применялся до сих пор. К сожалению, до сих пор никто не рассматривал проблему улиц, дорог в жилых районах и тротуаров как единое целое. Никто не провел комплексный анализ того, что у нас есть и каков должен быть конкретный план действий для решения проблемы в целом. Никто не провел оценку инвестиций, которые необходимо осуществить, и возможностей их привлечения. Никто не оценил возможности применения современных технологий, которые могут стать альтернативой и внести существенный вклад в решение проблемы. Никто не оценил сроки, необходимые для комплексного восстановления инфраструктуры в этой области с учетом климатических особенностей местности, в которой мы проживаем. Но все это необходимо сделать, если мы хотим получить качественную инфраструктуру.

3. Комплексная оценка всех зеленых насаждений.

Комплексная оценка зеленых насаждений в муниципии Кишинев является насущной необходимостью. Эта оценка должна начаться с определения общей площади (включая проверку соответствия реальных площадей официальным) и завершиться существующей в их пределах инфраструктурой, включая зоны отдыха. Особое внимание следует уделить зданиям, расположенным в зеленых зонах, а также экономической деятельности, ведущейся в этих зонах. На втором этапе, после комплексной оценки, должна быть разработана стратегия, предусматривающая как сохранение зеленых зон (при необходимости), так и их развитие.

4. Более основательный подход к проблеме жилых домов.

В Кишиневе насчитывается свыше 3200 жилых домов, подавляющее большинство из которых — старые, и некоторые в плачевном состоянии. Кстати, более трети из них находятся в управлении профильных муниципальных предприятий. В этой связи проблему необходимо рассматривать с трех позиций: реальная потребность в жилой площади, безопасность людей, проживающих в тех или иных домах, и общий облик столицы. Отсюда вытекают следующие выводы: первое — жилья строится недостаточно, и зачастую причиной тому являются бюрократические барьеры и узкие интересы. Два — совершенно не ведется работа по укреплению, утеплению и изменению внешнего облика домов (в случае со старыми, но еще безопасными для жизни домами). Три — нет муниципальной программы, направленной на устаревшие дома, которые представляют реальную опасность для жизни жильцов. Поэтому необходим гораздо более основательный подход к проблеме жилых домов — поверхностному подходу не должно быть места.

5. Модернизация и надлежащее оснащение муниципальных предприятий по обслуживанию жилищного фонда.

В Кишиневе существует 5 муниципальных предприятий по обслуживанию жилищного фонда и более 20 муниципальных предприятий по управлению жилищным фондом. Большинство муниципальных предприятий по управлению жилищным фондом находятся в процедуре банкротства. А если добавить, что на содержание территорий общего пользования Кишинева и на работы по обслуживанию жилищного фонда выделяется менее трети необходимых средств, то становится ясно, что ситуация ниже критической. Для того чтобы изменить ситуацию, необходимо модернизировать и надлежащим образом оснастить муниципальные предприятия по обслуживанию жилищного фонда. По приблизительным оценкам, для нормального функционирования этих предприятий ежегодно требуется около 300 млн. леев. Сумма немалая, но ее действительно можно привлечь, и примеры других столиц региона как нельзя более убедительны в этом отношении.

6. Стратегия экономического развития столицы.

В экономической сфере, как и во всех других важных областях, нельзя действовать наугад. Необходима стратегия экономического развития столицы, которая будет учитывать как имеющиеся хорошие начинания, так и слабые стороны, препятствующие экономическому развитию. Необходимо также учесть риски для столичной экономики, чтобы, выделив их в приоритетном порядке, подготовиться к любым неблагоприятным сценариям. Но самое главное, стратегия, о которой я говорю, должна быть связана с возможностями. В последние годы, вследствие многочисленных кризисов, с которыми мы столкнулись, появилось и множество возможностей. Их необходимо систематизировать, оценить со всей прагматичностью и реалистичностью, опираясь как на существующие возможности, так и на те, что могут возникнуть, а впоследствии — задействовать.

7. Специальная программа модернизации общественного транспорта.

Проблема общественного транспорта по-прежнему актуальна, несмотря на то, что до сих пор большинство руководителей Примэрии пытались решить ее в приоритетном порядке. Инвестиции, вложенные в эту сферу, не смогли покрыть реальных потребностей, и это продолжает непосредственно затрагивать подавляющее большинство жителей столицы. Подходы, применявшиеся до сих пор, показали необходимость радикального изменения взглядов на эту сферу, что должно лечь в основу специальной муниципальной программы. При этом программа должна учитывать не только возможности столичного бюджета, но и возможные существующие альтернативы. Ничего нового в этой области изобретать не нужно — достаточно проанализировать, как поступали в аналогичных ситуациях другие города, сопоставимые по размерам с Кишиневом.

8. Стратегия развития пригородов.

Даже будучи частью муниципия, пригороды находятся в гораздо более худшем положении по сравнению с Кишиневом. Поэтому для них должна быть разработана специальная стратегия развития. У нас 18 пригородов, каждый со своей спецификой, но большинство проблем для них являются общими. В этом я убедился, проработав много лет в столичной администрации. Именно эти проблемы необходимо решать в первоочередном порядке, чтобы максимально сократить различия между Кишиневом и его пригородами. В целом, я считаю, что необходим отдельный бюджет для пригородов, так как только в этом случае мы сможем из года в год добиваться прогресса в решении проблем, стоящих перед этими населенными пунктами. Они не должны быть заложниками проблем столицы в целом.

9. Концепция в отношении исторической части Кишинева.

Историческая часть Кишинева, к сожалению, никогда не была предметом реальной заинтересованности тех, кто руководил Примэрией Кишинева. Помимо красивых заявлений о необходимости защиты культурного и исторического наследия, мы наблюдали постоянное ухудшение ситуации в этой области. Были случаи, когда здания, представляющие историческую ценность (например, особняк Теодосиу), просто в одночасье исчезали. Они сносились, и никто за это не нес ответственности. Поэтому считаю, что необходимо в кратчайшие сроки разработать концепцию восстановления и реконструкции всех исторических улиц и зданий старого Кишинева.

10. Прозрачность в деятельности Примэрии.

При всей кажущейся достаточной прозрачности деятельности Примэрии (трансляция заседаний ведется в режиме онлайн, проводятся различные общественные консультации и т. д.), в действительности большинство мероприятий, представляющих общественный интерес, остается в относительной тени. Это относится и к закупкам, и к конкретным ситуациям, порождающим те или иные документы Примэрии, и к заседаниям, скрытым от глаз прессы и граждан, и т. д. Поэтому повышение степени прозрачности, ее оценивание на основе жестких показателей, установление минимальных санкций за несоблюдение принципа прозрачности и т. д. должно быть одной из основных задач. Иначе нельзя будет говорить о действительно открытой и честной Примэрии.