Уникальный оптический аппарат Carl Zeiss, способный создавать точную проекцию звездного неба, обретет вторую (или даже уже третью) жизнь в день 100-летия своего создания. Он займет свое место в экспозиции музея «Самара космическая», а позже переместится в самарский Планетарий, когда тот будет построен.
Журналист «КП-Самара» выяснил подробности о непростой судьбы, которую раритетному аппарату пришлось пережить в Куйбышеве-Самаре за несколько десятилетий.
Сто лет тому назад.
Автором концепции аппарата, который смог бы проецировать в помещении достоверное изображение звездного неба, является германский инженер Оскар фон Миллер. Сам, правда, создать такое устройство он не мог, потому обратился за помощью к специалистам оптической фирмы Carl Zeiss.
Там он нашел единомышленника в лице инженера Вальтера Бауэрсфельда, который вынашивал аналогичную идею. Реализацию проекта серьезно затормозила Первая мировая война, но по ее завершении работы возобновились.
Демонстрация первого планетария Zeiss Mark I (следует различать планетарий как проекционный аппарат и Планетарий как здание) состоялась в стенах завода 21 октября 1923 года. Устройство быстро обрело популярность, и за последующие десятилетия было выпущено более 600 планетариев различных модификаций.
Планетарии в церквях.
Любопытно, что когда после Второй мировой Германия разделилась на ФРГ и ГДР, изделия выпускались в обеих странах. Один из первых ГДРовских планетариев был подарен Сталинграду.
Кстати, в советский период эти планетарии устанавливались чаще всего в зданиях церквей. Дело в том, что для точной проекции звездного неба нужна была купольная поверхность. Здания храмов подходили для этих целей идеально.
Устройство, оказавшееся в Куйбышеве, уникально тем, что это планетарий модели Zeiss Mark I, то есть самой первой — из серии, запущенной в производство в 1923-м. О его судьбе «КП-Самара» рассказала Эльза Медведева, много лет возглавлявшая детское научное общество «Алькор».
Сейчас, несмотря на почтенный возраст (ей 90 лет!), Эльза Яковлевна по-прежнему деятельна. Именно ее стараниями 100-летний планетарий ныне перемещается в музей «Самара космическая».
Склады отдела культуры, семинария, детсад.
Как этот раритет оказался в Самаре — история умалчивает. Первое упоминание о нем возникает в 50-е годы, так что вполне возможно, что это трофей Великой Отечественной войны. Тем более что город Йена с заводом Carl Zeiss после войны оказался на территории ГДР.
Далее известно, что планетарий пылился на складе в городском отделе культуры, пока на него не обратила внимание Мария Емельяненко, преподававшая физику и астрономию в пединституте. Мария Тихоновна была также сопредседателем ВАГО (Всесоюзного астрономо-геодезического общества). У Куйбышевского отделения этого общества была даже небольшая «самопальная» обсерватория в Зубчаниновке. С тех времен в поселке до сих пор сохранилась улица Обсерваторная.
Стараниями Марии Емельяненко и ее учеников старый немецкий планетарий наконец стал использоваться в Куйбышеве по назначению. Правда, в результате многочисленных сборок-разборок его купольная часть была утеряна.
— Игорь Дмитриев, работавший в Доме пионеров Кировского района, приспособил для проекции сводчатый потолок здания, которое было в его распоряжении, а сам аппарат использовал цейссовский. Но через какое-то время работу планетария в том помещении запретили из-за несоответствия противопожарным нормам. Сам аппарат мы с Марией Тихоновной забрали в дом пионеров Октябрьского района, но уже без верхней части, которую так и не нашли, — рассказывает Эльза Медведева.
Этот Дом пионеров тогда располагался на улице Свердлова. Теперь это улица Радонежская, а в том помещении располагается духовная семинария. Когда произошли эти перемены, дом пионеров (по-новому — центр внешкольной работы «Поиск») переехал в помещение бывшего детсада неподалеку. И если в здании нынешней семинарии тоже был купол, то в детском саду пришлось использовать для проекции плоский потолок.
— На самом деле точность изображения звездного неба на этом устройстве такова, что какие-то искажения в градусах на плоской поверхности заметит только специалист-астроном. В качестве пособия для обучения и развития аппарат идеально работает при любом потолке, — поясняет Эльза Яковлевна.
Планетарий Zeiss Mark I показывает 4900 звезд, видимых в северном полушарии на широте немецкого городка Йена, где он был создан. Самара располагается всего на 2 с небольшим градуса севернее, так что это и «наше» небо тоже, мы видим у себя над головой те же самые звезды.
Объявления на остановках и экскурсии из других городов.
За 33 года работы в ЦВР «Поиск» (а если брать целиком педагогический стаж Эльзы Яковлевны, то он насчитывает 65 лет) кабинет астрономии оброс немалым количеством экспонатов и пособий, записей лекций и материалов с мероприятий. Ведь сюда приезжали экскурсии школьников не только из Самары и области, но и из других городов. Занятия в клубе юных астрономов под эгидой детского научного общества «Алькор» вели увлеченные старшеклассники и студенты.
— Поначалу они просто развешивали объявления на остановках. А затем астрономические лекции и демонстрация нашего планетария стали входить в программу детских экскурсий, — рассказывает Эльза Яковлевна.
Поток из соседних городов поубавился, когда для автобусных экскурсий школьников потребовалось по закону сопровождение ГАИ. Потом случилась пандемия… И у Эльзы Яковлевны возникла идея передать уникальный планетарий музею «Самара космическая». Оборудовав там кабинет астрономии. А когда рядом будет возведен полноценный Планетарий, переместить аппарат и экспонаты туда, где им самое место.
— Мы положительно относимся к инициативе Эльзы Яковлевны и, конечно же, готовы принять этот уникальный планетарий, — прокомментировала журналисту «КП-Самара» директор музея «Самара космическая» Елена Кузина.
Эльза Медведева мечтает и активно продвигает идею о том, чтобы раритетный Carl Zeiss зажег свой «волшебный фонарь» в стенах музея 21 октября 2023 года — ровно через 100 лет после того как люди впервые увидели проекцию звездного неба через только что изобретенное устройство.
Самой Эльзе Яковлевне тремя днями ранее, 18 октября, исполнится 91. Лучшего подарка к дню рождения человеку, большую часть жизни посвятившему астрономии, не придумаешь.