Картина дняПолитикаЭкономикаОбществоПроисшествияСВОФинансыСпортВфокусеПогодаКурсыСделано в России

Не лезь в «карман». В чём проблема с платными парковками?

1 февраля 2023,источник: АиФ Пермь
Огромное количество транспорта, множество узких дорог, нехватка парковочных карманов. Испытаний для пермских автомобилистов много. Ситуацию с дефицитом мест для стоянки пытались исправить, сделав парковки в центре платными.
Источник: АиФ

Огромное количество транспорта, множество узких дорог, нехватка парковочных карманов. Испытаний для пермских автомобилистов много. Ситуацию с дефицитом мест для стоянки пытались исправить, сделав парковки в центре платными. Эта зона расширяется год от года.

Всё большему количеству жителей приходится платить за оставленные автомобили. Растёт и количество недовольных. Что не так с пермскими платными парковками? Как улучшить ситуацию?

Немного истории.

Первые платные парковки в Перми появились летом 2016 г. на территории между ул. Попова, Пушкина, Окулова, Монастырской, Советской, Николая Островского. С тех пор зона расширялась пять раз. В 2022 г. в неё вошли ещё 12 участков в центре города. Сейчас зона платных парковок — это обширная территория, основная часть которой заключена между ул. Николая Островского, Чернышевского, Сибирской, Полины Осипенко, Пионерской, Компросом, ул. Революции, Пушкина, Крисанова, Окулова, Монастырской, Клименко, Достоевского, Парковой, 2-й Разгуляйской, Суксунской, Ленина.

Изначально час парковки стоил 15 ₽ В 2018 г. сумма выросла до 20 ₽ А в ноябре 2022 г. власти подняли тариф на самой востребованной части платной парковки (зона 102) Перми до 30 ₽ в час.

За что платим?

Почему в центре города практически не осталось бесплатных мест для стоянки?

«Благодаря платным парковкам снижается нагрузка на улично-дорожную сеть города, обеспечивается оборачиваемость и доступность мест», — поясняют в администрации города.

То есть, по сути, введение платных парковок должно подстегнуть жителей меньше ими пользоваться. Но что делать тем, у кого выбора нет? Кто работает в центре и вынужден оставлять свой автомобиль на целый день?

«Я живу в Мотовилихе, а работаю в центре. Езжу на личном автомобиле, который приходится ставить на платную парковку на 8 часов по будням, потому что больше некуда. В день выходит 160 ₽ Вроде бы не так много, но в месяц это уже более 3 тыс. руб., а в год — около 40 тыс. (если не покупать абонемент). Считаю, что меня просто вынуждают тратить эти деньги», — рассказал пермяк Николай П.

Платные парковки приносят неплохой доход городской казне. В 2022 г. пермяки потратили на стоянку 124 млн руб. А общая сумма штрафов за неоплату мест составила 114 млн руб. Почему же при таком доходе качество услуги часто оставляет желать лучшего?

Общественница Анастасия Гилёва опубликовала в социальных сетях фото снежных куч, которые подрядчики во время уборки на ул. Революции сгребли на места парковки для инвалидов и оставили там. В посте она призвала власти решить проблему, а прокуратуру — провести проверку.

«Когда в Перми вводили систему платных парковок, мы давали свои рекомендации властям, — рассказала президент общественной организации защиты прав детей-инвалидов и их семей “Счастье жить” Анастасия Гилёва. — Не все их учли. Нам обещали расходовать все средства, собранные с платных парковок, на их благоустройство, обеспечить идеальное содержание “карманов”. Кроме того, говорили, что для инвалидов-колясочников выделят места с заниженным бордюром, оборудованные специальными пандусами, знаком и разметкой. А по факту что? Этой зимой мы увидели уникальный беспредел, когда на местах для инвалидов вал снега размером 4 на 10 м. И поставить машину просто некуда».

В итоге прокуратура внесла представление главе района. Мэр после очередного снегопада лично отправился инспектировать парковки. А депутаты Заксобрания края предложили отменить плату за неочищенные от снега стоянки. Если муниципальная услуга не оказывается, то о каких деньгах может быть речь? И штрафовать за неоплату парковки несправедливо, если она в снегу, считают парламентарии.

По словам Анастасии Гилёвой вопросы есть не только к качеству чистки парковок, но проезжей части в целом. Местами из-за вала снега пропадает целая полоса. Высокие сугробы на перекрёстках закрывают обзор.

«Как инженер-дорожник я могу сказать, что это недопустимое содержание автомобильных дорог, ведущее не только к административной, но и к уголовной ответственности, потому что это грубым образом угрожает безопасности движения, — считает Анастасия Гилёва. — Согласно ГОСТ Р 50597−2017 “Требования к эксплуатационному состоянию, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения” (п. 8.1, 8.2, 8.3) на очистку проезжей части, тротуаров, обочин даётся не более 4 часов! На стоянках (п. 8.4) количество рыхлого (уплотнённого) снега должно быть не более 6 см. Чистить парковки с момента окончания снегопада обязаны в течение 24 часов. В остальное время — незамедлительно».

Как сделать лучше?

В Перми существует движение «За реформу платной парковки». Инициативная группа с 2020 г. ведёт диалог с властями, пытаясь улучшить ситуацию. В числе их предложений было: разрешить жителям домов, расположенных вблизи платных парковок, оставлять там машины безвозмездно (то есть ввести резидентские разрешения), сделать скидки на долговременные абонементы, предоставить льготы многодетным, владельцам мотоциклов и электромобилей, ввести перехватывающие стоянки, предоставить возможность рассчитываться за услугу на следующий день и возвращать деньги за неиспользованное время. По некоторым пунктам удалось добиться успеха.

«По резидентским разрешениям нам отказали в целом. При этом сделали скидку желающим купить долгосрочный абонемент. Это в первую очередь интересно жителям домов, рядом с которыми есть только платные парковки. Власти не приняли предложение по электромобилям. Обосновали это тем, что их мало. Но мы считаем, что электромобилей мало, поскольку город не поддерживает их владельцев, как, к примеру, делают в Стокгольме. Также власти отказали в бесплатной парковке мотоциклистам, аргументировав это тем, что те и так редко платят. Но это, мы считаем, поощрение противоправного поведения. Предложение по постоплате парковки одобрили. Многодетным позволили на два часа размещать автомобиль на стоянках безвозмездно. Инвалиды паркуются бесплатно», — рассказали в инициативной группе.

Как ещё можно улучшить ситуацию? По мнению Анастасии Гилёвой, в первую очередь нужно наладить содержание парковок.

«Почему служба, которая фиксирует на видео автомобили неплательщиков, не может следить за состоянием парковок? Ведь эти записи потом обрабатывают в соответствующем департаменте. Неужели нельзя оперативно отреагировать на сугробы? Камеры есть по всему городу, можно следить за парковками, вообще не выходя из кабинета», — говорит общественница.

Также, говорит Анастасия Гилёва, следует провести аудит платных парковок и организовать повсеместно места для инвалидов. Есть улицы, на которых только один специальный парковочный «карман».

«Мы неоднократно обращались в администрацию города по этой проблеме. В нормах хитро написано: 10% парковочных пространств должно быть выделено под места для инвалидов. Но при этом там не указано, как их следует рассредоточить. В результате они в основном находятся на периферии. А в центре у социальных объектов их нет или очень мало. Я сама мама ребёнка-инвалида. Дочь передвигается с поддержкой. Если она поскользнётся или оступится, мы падаем вместе. Инвалидная коляска весит 27 кг, ребёнок — 50. С таким весом я не смогу преодолеть большой путь. Поэтому важно, чтобы места для инвалидов были недалеко от соцобъектов. А их делают кучно, по 10−20 штук в одной точке (чтобы уложиться в те самые 10% по нормативам), там, где они не так востребованы».

Другая проблема — это места для инвалидов, выделенные в потоке — то есть прямо на проезжей части (в правой полосе).

«Когда встаешь на такое место, сзади все сигналят. Люди не понимают, почему я остановилась на дороге. Такие парковки есть на улицах Крисанова и 25 Октября. А ведь инвалид должен в поток этот выйти с коляской. Он ещё полполосы движения займет. Делали обращение по этому поводу. Обещают ликвидировать. Но вот в том году нам обещали больше никогда не складировать снег на местах для инвалидов… “- говорит Анастасия Гилёва.

Пока создаётся впечатление, что главная задача властей — сбор денег. А вот удобство и качество для жителей стоят не на первом месте в списке приоритетов.

Чтобы услышали жителей.

Руководитель инициативной группы «За реформу платной парковки» адвокат Илья Дёмин:

«Основной минус платных парковок в том, что они развиваются не в комплексе с инфраструктурой города, а в отрыве от неё. Взять те же перехватывающие (плоскостные) стоянки (удалённые от дорог площадки, более выгодные при длительном простое и призванные снизить спрос на “карманы” вдоль проезжей части). По градостроительному плану их должны были открыть ещё 10 лет назад. Но появились они только в 2022 г. Одна из целей платных парковок — снизить нагрузку на дорожную сеть города. Но для этого следует принимать и другие меры: развивать отсталую на данный момент сеть велодорожек, каршеринг, общественный транспорт (тогда меньше пермяков будет использовать личный автомобиль). Было бы справедливо пустить доход от платных парковок на эти нужды. Думаю, что платные парковки — это вынужденное зло. Без них обойтись невозможно. Но система должна быть продуманной и справедливой. Если пермяков не устраивает ситуация, следует обращаться к депутатам, в дирекцию дорожного движения. Если вас не слышно — на ваши проблемы не обратят внимание. Ещё эффективнее — объединяться в инициативные группы: чем больше людей, тем лучше».

Кто контролирует?

Прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Пермского края Наталья Норваткина:

«Парковки, в том числе для инвалидов, чистят от снега во время общих работ по содержанию проезжей части. Зимой толщина рыхлого (уплотнённого) снега не может превышать установленных показателей, которые зависят от категории дороги. В нормативное состояние парковки должны приводить в течение 24 часов с момента окончания снегопада. Как правило, содержание дорог производится подрядными организациями на основании контрактов. Государственные (муниципальные) заказчики обязаны контролировать качество и своевременность выполнения работ. Соблюдение требований к содержанию дорог влияет на их безопасность. Так что сообщать о плохо убранной территории можно в ГИБДД. Органы прокуратуры края при осуществлении надзора в данной сфере часто выявляют ненадлежащее содержание автомобильных дорог. По итогам проверок должностным лицам вносят представления и возбуждают административные дела».