Формирование палеонтологической коллекции в Гомеле началось еще при князе Федоре Ивановиче Паскевиче в конце XIX века. В фондах музея хранятся кости шерстистого носорога, пещерного льва, зуб акулы и трогонтериевого слона, обитавших когда-то на территории Гомельщины.
С момента создания музея при дворцово-парковом ансамбле экспозиция постоянно пополняется, в том числе и находками самих гомельчан. Недавно музею передали зуб мамонта, который во время строительных работ на своем участке случайно обнаружил в речном песке Виталий Мишков.
Палеонтологическую находку изучила корреспондент Sputnik Татьяна Федоренко.
Носороги в гомельском парке
Экспонат размером с мужской кулак бережно выносят из комнаты, где хранятся десятки свидетелей эпохи, когда человек жил по соседству с мамонтами. При первом осмотре возникают ассоциации с частью космического тела или корабля, прилетевшего из других планет, но никак не зубом доисторического животного. Но это у любителя, профессионал с ходу определяет не только, кому принадлежал зуб, но и примерный возраст его обладателя, период жизни.
«Для палеонтологов кости, бивни и зубы мамонтов наиболее частые находки. Они большие и люди чаще обращают на них внимание. Со всей области у нас собраны десятки зубов мамонтов, а вот в черте города их находят редко», — рассказывает заведующий отделом археологии и охраны историко-культурного наследия музея дворцово-паркового ансамбля Юрий Панков.
Зуб, который нашел и передал в музей гомельчанин, по оценке научных сотрудников принадлежал молодой особи мамонта. Для сравнения Панков выносит экземпляр весом в три с половиной килограмма и длиной больше 20 сантиметров. Словно жерновами, такими зубами перемалывал растительную пищу настоящий гигант больше двух метров.
Рядом прикладываем зуб мамонтенка из довоенных археологических раскопок верхнепалеолитической стоянки у деревни Бердыж Чечерского района. Он хорошо сохранился — виден корень и жевательная часть не сильно сточилась в силу возраста.
«Из челюсти животного торчала лишь небольшая часть зуба», — демонстрирует старший научный сотрудник отдела археологии Екатерина Иванова-Праля.
«Всего у мамонта четыре зуба, если считать с бивнями, то шесть. Верхние и нижние зубы терлись друг о друга и стачивались, самый изношенный выпадал и на его месте из пластин вырастал новый. За весь период жизни (45−50 лет) зубы мамонта могли меняться до шести раз», — рассказывает специалист.
Случайными находками коллекция музея особенно активно начала пополняться в 1970-е и 2000-е годы. В Гомеле тогда возводились новые микрорайоны, в результате намывов речного песка для строительства на поверхность подняли десятки фрагментов костей вымерших животных, обитавших на территории края много лет назад.
«У нас хранится первая на территории Беларуси находка зуба трогонтериевого слона, найденная в 1929 году в гомельском парке в лебяжьем пруду. Возможно, и сегодня это единственный экземпляр», — говорит Юрий Панков. Что это не мамонт, а его предшественник, смогли описать только в 60-е годы прошлого века.
За стеклом витрины хранятся фрагменты зубов мамонта, найденные на проспекте Ленина на пересечении улицы Интернациональной. При строительстве дома на углу нашли кости мамонта и целый нижний зуб.
«Экспонат под номером три — это уже археология, а не палеонтология. Это кость шерстистого носорога, на ней видны следы обработки человеком, скорее всего, это орудие труда. Ее нашли в 2001 году возле памятника графу Румянцеву, когда копали траншею для коммуникаций. Эта находка ценна не только как свидетельство, что здесь когда-то, предположительно, обитали носороги, но и как доказательство того, что Гомель существовал задолго до его упоминания в летописи», — поясняет Панков.
Зуб мамонта за миллион
По различным оценкам зуб мамонта на аукционах и интернет-сервисах для размещения объявлений о товарах может стоить от 20 долларов до нескольких десятков тысяч.
Однако в Беларуси продажа любых ископаемых останков запрещена. Согласно статье 124 Кодекса о культуре нельзя приобретать, продавать, дарить, менять и оставлять в залог археологические артефакты. Такие сделки могут быть реализованы только государственными научными организациями и музеями.
Даже на работу с металлоискателем необходимо разрешение НАН Беларуси. За незаконный поиск и оборот археологических артефактов может быть наложено взыскание в виде штрафа с конфискацией предмета административного правонарушения.
Тем временем популярный российский интернет-сервис пестрит объявлениями о продаже артефактов. Зубами мамонтов торгуют, как обычными вещами. За 12 тысяч российских рублей предлагают целых девять килограммов фрагментов зубов доисторического животного разного вида, толщины и веса.
«Можно использовать для необычного набора ручек, сувениров, аксессуаров», — пишет продавец.
За миллион российских рублей продает коренной зуб мамонта в отличном состоянии житель Новосибирска. Почти даром, чуть больше тысячи российских рублей, предлагают за бусины из зубов мамонта. При этом доказать подлинность таких изделий сложно из-за их обработки. Особо предприимчивые дают объявления с пометкой «не подделка». В ход идут даже осколки зубов за 50 тысяч российских рублей.
Со слов одного из продавцов, чаще всего такими редкими товарами интересуются иностранцы, за останки не только мамонтов, но и других доисторических животных, они готовы платить высокую цену в несколько десятков тысяч долларов. При этом обязательно требуют документы, подтверждающие проведение специальной экспертизы, доказывающей историческую ценность древних артефактов.
В Беларуси неофициальные кладоискатели, археологи-любители и счастливые обладатели случайных находок могут лишь хранить артефакт у себя, но чаще всего они передают их профессионалам.
«У человека и животных зубы сохраняются лучше всего, а у мамонтов наоборот — зубы и бивни рассыпаются из-за содержания в части корня цемента. После попадания на поверхность зуб контактирует с воздухом и начинает трескаться. Если вовремя не законсервировать, то он рассохнется и распадется на кусочки», — подытожил заведующий отделом археологии и охраны историко-культурного наследия музея дворцово-паркового ансамбля Юрий Панков.
К слову, гомельчанин, который передал зуб мамонта музею, сначала искал информацию в интернете о своей находке, затем пытался сохранить артефакт в воде, полагая, что если тот такое длительное время провел в объятиях песчаных залежей Сожа, то и сейчас способ сработает, но в итоге по зубу пошли первые трещины и вопрос о передаче его специалистам отпал сам собой.