На эту сумму покупатель может увезти как один сувенир, так и десять. При этом серьезную конкуренцию крымским ремесленникам составляет китайская сувенирная продукция — дешевая, но очень низкого качества.
Крымские товары, в отличие от штампованных сувениров из Поднебесной, — это штучная работа, которая стоит дорого.
«Очень тяжело защитить авторские крымские сувениры от засилья аляповатого китайского ширпотреба, — жалуется мастер по изготовлению свечей Яна Остапенко. — К сожалению, наши туристы падки в основном на такие произведения. При этом моя свеча, например, это крымский “эндемик”, потому что при изготовлении я использую нашу лаванду, натуральное эфирное масло, вощину и воск производства крымских пчеловодов».
Художник-керамист Павел Ермолин считает, что в своей работе мастер должен решать две задачи, помимо производства. С одной стороны, он должен учитывать конъюнктуру рынка и понимать, что нужно туристу. А с другой — формировать этот рынок, то есть учить потребителя понимать прекрасное и выбирать эксклюзивные подарки друзьям. Только так можно победить Китай, уверен он. При этом в условиях санкций ремесленники сейчас активно переходят на китайское сырье для производства.
«Например, мою керамику покупают люди, которые конкретно знают, куда они едут и зачем. Они планируют себе отдых именно под тематические мероприятия, в частности, посвященные керамике. Что касается сырья, то мы уходим от китайских сувениров, но переходим на китайское сырье. Мастера здесь очень гибко настроены», — шутит Павел.
Один из способов продвижения аутентичного крымского прикладного искусства — это создание новых точек продажи. Так, новая площадка для крымских мастеров вскоре появится на территории пещеры «Таврида». Этот вопрос сейчас решается на уровне правительства, заявила президент Ассоциации «Палата народных художественных промыслов и ремесел Республики Крым» Наталия Гордецкая.
«Тематические выставки наших мастеров также организуют муниципальные власти Ялты, Алушты, Евпатории, Феодосии, Судака. Кроме того, надо перенимать тот опыт, который есть сегодня в Симферополе. Одна из муниципальных программ поддержки ремесленников предполагает возмещение затрат на выставочно-ярмарочную деятельность и на приобретение оборудования и сырья. Предприниматели получают возмещение затрат по выставочно-ярмарочной деятельности до 150 тысяч рублей, на приобретение материалов — до 50 тысяч».
Хорошей возможностью для продвижения, считает президент Ассоциации, является также участие в праздничных мероприятиях и фестивалях. В частности, места для торговли и проведения мастер-классов ремесленникам будут выделены на «Шашлык-фесте», который пройдет в Бахчисарайском районе на майские праздники.